- Нелли Герцевна, какие социальные гарантии для молодых педагогов предусмотрены законодательством Омской области? Насколько эффективно они реализуются?

- Одна из форм социальной поддержки молодых специалистов, определенная законом «О государственной политике Омской области в сфере образования», - ежемесячная доплата к тарифной ставке. На территории ряда северных районов - Большереченского, Большеуковского, Знаменского, Колосовского, Муромцевского, Седельниковского, Тарского, Тевризского, Усть-Ишимского - она составляет 500 рублей. В остальных районах, а также в городе Омске ее размер - 150 рублей. В настоящее время эту ежемесячную выплату получают более 800 педагогов. Законом предусмотрен ряд ограничений. Право на данный вид поддержки имеют только те молодые специалисты, которые после окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения впервые поступили на работу в образовательные учреждения по полученной специальности и заключили трудовой договор не менее чем на три года. Доплата производится в течение трех лет с момента трудоустройства, но до достижения молодым специалистом возраста 28 лет включительно.

Молодые педагоги, которые начали работать в образовательных учреждениях, расположенных на территории дачных или рабочих поселков, сельских поселений, пользуются правом на единовременную денежную выплату в размере 20 тысяч рублей на основании постановления Правительства Омской области от 9 июня 2005 года. За последние три года такие «подъемные» получили 652 учителя.

Закреплению квалифицированных кадров способствуют единовременные выплаты на строительство или приобретение жилья, которые выделяются молодым специалистам, поступившим на работу в образовательные учреждения Омской области, согласно указу губернатора от 22 июля 2004 года. За трехлетний период благодаря этому жилищные условия смогли улучшить 194 молодых педагога. И все же надо отметить, что на сегодня размер предоставляемой суммы - 54 тысячи рублей - недостаточен даже по сельским меркам. Скажем, чтобы внести первый взнос по ипотечному кредиту, требуется гораздо больше средств.

К сожалению, иногда права молодых учителей на соцподдержку нарушаются. К примеру, в Горьковском районе восьми педагогам не были установлены предусмотренные законом ежемесячные доплаты. Как заверили в районном комитете по образованию, с 1 января текущего года они начнут производиться. В противном случае, как постановил президиум обкома, будет направлено соответствующее обращение в правоохранительные органы.

- Насколько нам известно, молодым педагогам, начинающим трудовую деятельность в сельской местности, полагается определенная поддержка из муниципальных бюджетов. Во всех ли районах она одинакова?

- Здесь, разумеется, многое зависит от финансовых возможностей местных бюджетов. Как положительный пример можно привести практику по социальной поддержке молодых специалистов, существующую в Нововаршавском районе. 14 молодых учителей получают здесь ежемесячно 500 рублей в качестве прибавки к тарифной ставке на протяжении трех лет, а также единовременную выплату в размере восьми минимальных окладов из муниципальной казны. Успешно решается и жилищная проблема: за работниками бюджетной сферы закрепляются общежития, кроме того, направлено 1,5 миллиона рублей на строительство и приобретение жилья молодыми специалистами.

В каждом муниципальном образовании сейчас действуют соглашения, заключенные между райкомами профсоюза и комитетами по образованию районных администраций, в которых обозначены дополнительные льготы для учителей. Например, в Муромцевском районе установлена единовременная выплата молодым специалистам в размере пяти окладов. В Исилькульском выпускники педагогических учебных заведений, направленные на работу в сельскую местность не по основному месту жительства, получают единовременное пособие, равное двум окладам. Кроме того, в районах области приняты ведомственные целевые программы «Педагогические кадры» на 2008-2010 годы, также предусматривающие определенные гарантии для молодых специалистов.

- Есть ли положительные сдвиги в сфере социальной поддержки городских педагогов?

- В соответствии с постановлением мэра Омска молодым учителям, поступившим на работу после 1 августа 2006 года, также производится ежемесячная доплата к должностному окладу. С 1 января этого года она увеличилась до тысячи рублей (раньше ее размер составлял 500 рублей). По распоряжению директора департамента образования молодым специалистам выделяются единовременные выплаты в сумме 20 тысяч рублей. В 2006-2007 учебном году они предоставлены 120 просвещенцам, в 2007-2008-м - 92.

Однако и для получения этих выплат существуют определенные условия - право на такие формы соцподдержки имеют те, кто впервые приступил к работе по полученной специальности, заключив трудовой договор на срок не менее трех лет, при этом объем учебной нагрузки учителя должен составлять не менее одной ставки. Получается, что некоторые молодые учителя остаются «за бортом». Сегодня не все выпускники имеют возможность трудиться по специальности. Практически нет вакансий для учителей-логопедов, дефектологов, недостаточно их для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей обслуживающего труда, химии, биологии, русского и иностранных языков. Еще одна проблема связана с тем, что в некоторых учреждениях образования молодым специалистам установлен неполный объем учебной нагрузки (например, так обстоят дела в лицее №66 и школе №123). Некоторым педагогам отказано в выплатах из-за того, что они уже имели стаж по избранной специальности, совмещая работу с обучением. На наш взгляд, лишение льгот этих категорий педагогов не вполне справедливо. Сейчас и обком профсоюза, и городской департамент образования выступили с инициативой изменить сложившуюся ситуацию.

Напряженной остается обстановка и с обеспечением жильем педагогов, работающих в областном центре. За период с 2006 года выделено только две квартиры для молодых специалистов. Между тем мэр Омска Виктор Филиппович Шрейдер на своих встречах со студентами вузов говорил, что с 2006 по 2008 год включительно молодым педагогам предполагается предоставить 100 квартир на льготных условиях. Нуждающимся в улучшении жилищных условий человек признается при наличии множества различных обстоятельств, учитывается масса нюансов, в итоге под эту категорию подпадают немногие. Как нам известно, в прошлом году возникали сложности с процедурой оформления земельных участков под строительство жилья. Сейчас проблемы вроде бы улажены. В этом году должно возобновиться возведение коттеджей для бюджетников на улице Завертяева.

Вообще же предпринимаемые меры социальной поддержки молодых педагогов дают положительные результаты. Для сравнения: в 2005 году в образовательные учреждения Омска прибыло 168 новоиспеченных специалистов, из них остались работать 52 процента, в 2006-м трудоустроились 198 человек - закрепились 74 процента. А в прошлом году городское педагогическое сообщество пополнил уже 221 выпускник.

- Нелли Герцевна, какова роль профсоюзов в решении кадровой проблемы? Какую работу, направленную на помощь молодым специалистам, в настоящее время проводит обком?

- Между областной профорганизацией и региональным Министерством образования заключено соглашение, в котором есть немало пунктов, касающихся социальной поддержки молодого поколения просвещенцев. Разумеется, мы следим, чтобы они вовремя и в полном объеме получали все предусмотренные законом выплаты. Определенную роль настойчивость обкома профсоюза сыграла и в том, что была удвоена ежемесячная денежная выплата городским молодым педагогам.

Совместно с департаментом образования Омска мы каждый год организуем конкурс «Открытие», который направлен на раскрытие творческих способностей и рост профессионального мастерства учителей. Опять же вместе с департаментом проводим рейды по школам и анкетирование молодых педагогов, чтобы выяснить, в каких условиях они трудятся, что их волнует, что в своей работе им хотелось бы изменить. А с прошлого года обком реализует новый проект - открыта школа «Тебе, молодой!». Наши специалисты готовят для молодежи семинары на самые актуальные темы, проводят консультации по правовым вопросам. Мы стараемся предвидеть те проблемы, с которыми начинающие педагоги могут столкнуться в процессе трудовой деятельности. Наша задача - дать им уверенность в том, что в сложных ситуациях они могут рассчитывать на поддержку и внимание.

Омск