Подводя итоги, стороны единодушно сошлись во мнении, что цели, поставленные два года назад, реализованы. Успешно работают учебные центры профсоюза в Республике Башкортостан и Нижегородской области. Лекторы-методисты из этих регионов не только провели запланированные семинары в Марий Эл и Челябинске, подготовив новых распространителей проекта в регионы, но и «перевыполнили план», проведя обучающие занятия в Калмыкии, Свердловской, Брянской и других областях. Банк ЦК профсоюза пополняется новыми темами, разработками и адресами модераторов, готовых передавать свой опыт всем, кто в этом заинтересован. Наших лекторов приглашают для проведения семинаров и в смежные профсоюзы. Методические материалы, подготовленные башкирскими и нижегородскими коллегами, востребованы во многих отраслевых профорганизациях и распространяются не только через региональную прессу, но и через газету «Мой профсоюз», сайт ЦК, «Солидарность».

На 2008 год запланировано включить в проект еще 10 территорий. «Первые ласточки» собрались в Москве на семинаре, организованном ЦК в конце декабря для профсоюзных активистов Калужской, Ивановской, Рязанской, Ярославской и Тамбовской областей. Важность продолжения проекта для профессионального союза еще раз подтвердила Татьяна Куприянова: «Сегодня, в условиях модернизации образования, введения новых форм оплаты труда, необходимо вовлечь всех работников отрасли в эти процессы. Педагоги должны понять, что именно от них зависит то, какими будут условия труда и оплаты, каким будет качество образования завтра. Такие проекты как раз и позволяют осознать, что профсоюз - это не какие-то «люди наверху», это мы с вами, все работники образования. Там, где информированности учителей не уделяется должного внимания, возникает вопрос «А что делает профсоюз?» Возникает непонимание важности гражданских инициатив. Реализация таких проектов делает работников образования не пассивными зрителями или исполнителями, а активными участниками всех преобразований».

Сегодня в сфере образования действует большое количество общественных организаций, вплоть до родительских объединений, которые в силу своих возможностей пытаются влиять на процессы, происходящие в отрасли. Но именно профессиональный союз на протяжении многих лет остается равноправным партнером власти и работодателей, именно он доносит до них те проблемы, которые волнуют сегодня учительство, именно ему принадлежит главенствующая роль в ведении переговоров на разных уровнях. При этом профсоюз отстаивает интересы всех работников образования, даже тех, кто в нем не состоит. Именно поэтому так важны проекты, позволяющие каждому стать активным участником всех профессиональных дел. Не задаваться вопросами: «Чем там занимаются наверху? Что мне дадут?», а самому - действовать, добиваться и продвигать. Звучит, наверное, несколько революционно, зато правильно. Думаю, что и «долгожители» проекта, и те, кто только в него включается, со мной согласятся. Надеемся, что 10 территорий, которые вольются в проект в 2008 году, продолжат эту большую работу, которая принесет пользу всему педагогическому сообществу.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ