Концепция модернизации российского образования и Федеральная целевая программа развития образования с 2006 по 2010 годы предусматривают развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы. Эта система подразумевает активное участие общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений. При этом должны специально выделяться и согласовываться государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур системы образования.

Профсоюз является сложившейся системой защиты профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. Исторический факт: после свершения Октябрьской социалистической революции американское общество очень активно стало поддерживать создание отраслевых профсоюзных организаций, главная цель которых - защита корпоративных интересов работников. Американцы поняли, что лучше решать назревшие социальные проблемы путем диалога с неполитизированной организацией, существование которой подкреплено законодательной базой.

Согласно Уставу Профсоюза работников народного образования и науки РФ, его главными целями являются повышение уровня жизни работников, практическая реализация в государственной политике приоритетности образования и науки. Корпоративная культура профсоюза, его нормы, поведение, ценности прежде всего связаны с защитой человеческих активов - интеллектуального капитала нашей страны.

Полагаю, что понятие безопасности в сфере педагогической деятельности следует рассматривать в широком аспекте. Во взаимосвязи с основной задачей профсоюза - защитой трудовых прав работников, это прежде всего: борьба с дискриминацией в сфере труда как при приеме на работу, так и в процессе труда; безопасность при установлении, изменении условий трудового договора и его расторжении; защита персональных данных работника; охрана труда и здоровья; защита от материального ущерба; сохранение льгот и гарантий; безопасность в сфере социального партнерства и представительства интересов работников.

Все вышеперечисленные условия соотносятся с основными правами, предоставленными профсоюзам на основании Федерального закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ, Конвенциями МОТ.

Свою роль в обеспечении безопасности деятельности работников образования профсоюз видит прежде всего в защите их экономических интересов. Могу вас заверить: ни одно повышение заработной платы на уровне Правительства РФ не происходит без инициативы со стороны работников бюджетной сферы, направленной через профсоюз. Такие же инициативы находят отражение и в принятии решений на уровне регионов и муниципалитетов (стимулирование дошкольных работников, молодых специалистов, 13-я зарплата). Уровень принимаемых решений зависит от понимания роли образования в развитии общества со стороны исполнительной и законодательной власти. В нашей области это понимание есть.

Профсоюзы имеют право:

- на заключение коллективных договоров и соглашений в организациях различных уровней;

- на участие в регулировании оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов, премий, в том числе на установление соотношений их размеров между различными категориями персонала.

В связи с переходом на нормативное финансирование и новую систему оплату труда остро встает проблема распределения нагрузки, связанная с уменьшением количества учащихся, сокращения служб сопровождения, педагогов дополнительного образования, возникает диспропорция между базовой зарплатой и стимулирующими надбавками. В проекте модельных расчетов по новой системе оплаты труда существует некая базовая ставка, плюс повышающие коэффициенты, но нет пока технологии определения объема стимулирующей составляющей. А судьи кто? В ряде регионов России эта функция вплоть до установления премий передана органам общественного управления образовательного учреждения. Считаем такую ситуацию унизительной. Конечно, следует учитывать мнение родителей, общественности в оценке деятельности педагогического коллектива, но главным критерием должен быть профессионализм.

Одним из главных механизмов защиты интересов работников является социальное партнерство, значимость которого непрерывно возрастает, поскольку в соответствии с новым Трудовым кодексом государство берет на себя лишь минимум обязательств по соблюдению прав и социальных гарантий, передавая решение этих важнейших проблем непосредственно работодателю и работникам. Кроме того, сегодня в системе образования усиливаются процессы децентрализации, реструктуризации, автономизации.

В связи с этим должна возрасти роль профсоюзных организаций в сохранении стабильности в коллективах, информационном обеспечении, разъяснительной работе, поскольку отсутствие конкретных знаний при обилии общей информации из различных источников вряд ли способствует творческой работе. Необходимо создавать среду делового общения между профкомом и администрацией образовательных учреждений для повышения безопасности работников.

Следует повышать и правовую компетентность педагогов. Правовую защиту работников на уровне учреждения осуществляют:

- правовая комиссия,

- комиссия по трудовым спорам,

- юридическая консультация.

К сожалению, на сегодняшний день в образовательных учреждениях и в управлениях образования нет юридической службы. Мы только за этот год проконсультировали на личном приеме более 1200 человек и в 13 территориях провели семинары по правовым вопросам для руководителей учреждений и председателей профкомов.

Принципиально изменились социальные условия, в которых сегодня работают конкретные педагогические коллективы. Интересы и потребности школьника уже не ограничиваются получением глубоких и разносторонних знаний, которые он может черпать и из других информационных источников, прежде всего всемирной сети Интернет. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу школы с тем, чтобы помочь ее выпускнику приобрести умения, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующейся рыночной экономики, получить соответствующую его способностям профессию, найти достойную хорошо оплачиваемую работу, создать счастливую семью. Прежними дидактическими технологиями подобные социальные запросы семьи и личности не удовлетворить, требуется иной педагогический подход, позволяющий учитывать мнение потребителей образовательных услуг, которое они могут изложить и отстоять, имея свое представительство в органах государственно-общественного управления образованием. Мы высоко оцениваем деятельность родительской общественности по развитию образования и по улучшению условий работы образовательных учреждений. Но есть ситуации, в которых мы встаем по разные стороны. Я имею в виду конфликты.

Они возникают в попытке оценить деятельность педагогического коллектива с непрофессиональной позиции даже в части выбора методик преподавания. К сожалению, в угоду общественного мнения мы порой отдаем педагога и руководителя на заклание. Очень важно, чтобы работники образования имели свое представительство и знали, что администрация учреждения готова к защите не только интересов ребенка, но вместе с профсоюзом - и их интересов. Приведу несколько примеров.

К нам обратились специалисты Управления образования Снежинска с просьбой провести семинар по безопасности деятельности специалистов служб сопровождения (психологи, дефектологи, работники ПМПК). Они, как никто другой, ощутили эти проблемы на себе. Несмотря на то что результаты диагностики носят рекомендательный характер, родители воспринимают их как диагноз и реагируют очень неоднозначно. Это говорит о том, что специалисты в полной мере стали ощущать и ответственность, и необходимость собственной защиты.

Следующий пример. Оказывается, самой незащищенной категорией являются руководители образовательных учреждений, их можно уволить без всяких объяснений по статье 278 Трудового кодекса, п.2. К сожалению, эти случаи происходят не только в Самарской области, но и в нашей (Брединский район).

Очень важной составляющей является безопасность внутреннего психологического и эмоционального состояния педагогов - оно зависит в большой мере от объективности оценки их труда. Мы реализуем свое право путем участия в аттестационных и наградных комиссиях, в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, лучших учителей на получение денежного поощрения Президента РФ и губернатора области совместно с другими общественными организациями.

Считаем замечательным явлением конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Руководитель года». И активно участвуем в их проведении.

С целью содействия профессиональному росту молодых педагогов наш профсоюз стал соучредителем Челябинской региональной общественной организации «Гильдия школьных учителей».

Профсоюз по своей сути, функциям, методам ближе, чем другие общественные организации, к реализации комплекса человеческих отношений. Главная цель профсоюза - быть полезным и интересным для его членов. В настоящее время идет возрождение или создание новых форм организации досуга и отдыха, развития творческих способностей педагогов - фестивали, соревнования, турслеты, творческие гостиные и т.д.

В своей деятельности мы сотрудничаем с министерствами образования, экономики, финансов, социального развития Челябинской области, с территориальными управлениями, депутатами Законодательного собрания, особенно с Игорем Иоголевичем, с родительской общественностью, и в этом мы видим свое участие в государственно-общественном управлении.