Педагоги, работающие творчески и находящие в себе силы внедрять инновации, конечно же, достойны всяческих похвал. А те, кто еще успевает заниматься общественной деятельностью, защищать интересы коллег, - вдвойне. Все это в полной мере относится и к Валентине Владимировне. Она заместитель председателя школьного профкома. А кроме того, руководит районным методическим объединением учителей физкультуры и является постоянным вдохновителем разного рода соревнований как среди школьников, так и среди взрослых.

По мнению самой Валентины Владимировны, среди педагогов каждый второй достоин звания «Лучший учитель», поскольку ни одна другая профессия не требует столько самоотдачи. А на вопрос, как ей удается и преподавать, и профсоюзной работой заниматься, отшутилась, мол, успеваю потому, что пешком ходить не умею, все время бегаю.

В свои школьные годы Валентина обожала баскетбол и учителем физкультуры стала из-за того, что не хотела бросать любимую игру. Едва окончив восемь классов, поступила на отделение физической культуры Иркутского педагогического училища, а затем - в Читинский пединститут. Немалую роль в выборе профессии сыграл и пример старшей сестры. Та тоже учитель физкультуры, работает в одной из школ города Краснокаменска.

- У меня детей аж 21! - смеется Валентина Владимировна. - 20 учеников, у которых я классный руководитель, и дочь. Вот и получается, что я многодетная мама!

Причем, заметим, не только для школьников. По общественной работе Валентине Владимировне приходится отстаивать интересы членов профсоюза. И самое сложное здесь, по ее словам, научиться разбираться в законах.

- Правильно говорят, что педагоги не подкованы в правовых вопросах. А мне, как заместителю председателя, нужно ориентироваться в законодательстве и уметь разъяснять все своим коллегам.

Иногда профсоюзный лидер выступает в качестве примирителя сторон и ищет компромисс, который бы устроил всех.

- Сейчас мы готовимся принимать новый коллективный договор, - рассказывает Валентина Владимировна. - Срок действия прежнего истекает, да и дополнения в него внести необходимо. Действующий договор отвечает всем требованиям, нужно только учесть последние изменения, внесенные недавно в Трудовой кодекс.

Чтобы внедрять инновации в учебный процесс, следует обладать определенной смелостью и запастись терпением. В Захаровской средней школе в 2001 году начался эксперимент по обновлению содержания образования. Эксперимент предполагал, что каждый учитель должен разработать и испытать новые методики обучения. Большую помощь в этом оказали специалисты Читинского института повышения квалификации учителей. Совместно с педагогами они разработали общую методику преподавания уроков физкультуры, а затем каждый учитель по желанию смог внести в нее что-то свое. Когда общешкольный эксперимент закончился, Валентина Владимировна продолжила совершенствовать полученные наработки. Итогом стало ее выдвижение на участие в конкурсе ПНПО, издание методического пособия по преподаванию физкультуры и выпуск диска на эту же тему, а кульминацией - заслуженное признание. Добиться такого результата было не так уж и легко. Если в 2006 году в Читинской области было всего 156 конкурсантов, то в этом заявки на участие подали уже 183 педагога.

Суть методики Валентины Ковалевой заключается в индивидуальном подходе к ученикам с учетом их физических способностей. Ведь все дети разные, говорит она, они не могут одинаково прыгать и бегать, одинаково решать задачи и увлекаться чем-то одним. В начале года ребята проходят медицинский осмотр и специальный тест. Затем в соответствии с полученными данными учитель разрабатывает свою программу, направленную на то, чтобы улучшить результаты конкретных учеников. Через определенное время проводится очередной тест. Если прогресс есть, значит, школьник действительно над собой работал и заслуживает хорошей оценки. Ну а если показатели упали, следует внимательно к нему приглядеться: может быть, сказалось перенесенное заболевание или что-то еще.

- Вот посмотрите, - показывая на листки с аккуратно вычерченными графами и цифрами, говорит Валентина Владимировна, - здесь все данные, которые я отслеживаю. Чтобы легче было ориентироваться, показатели выделяю разными цветами. Например, если у ученика есть прогресс, то его результат отмечается красным цветом, средний результат - зеленым, а низкий - синим. Так можно определить, у кого и в каком классе самое слабое место. Например, в этом классе, - учитель вытягивает очередной листок, - по силовым элементам практически все показатели отмечены зеленым и синим. Значит, упор на уроках нужно делать именно на них.

У этой женщины определенно есть какой-то секрет, который позволяет ей заниматься всем и сразу. Ведь помимо того, что мы успели рассказать, Валентина Владимировна еще и готовит команду поселения к районным соревнованиям. Например, в прошлом году сборной под ее руководством удалось завоевать третье командное место. А сейчас она вплотную занимается обустройством малого спортивного зала. Кстати, гордость Захаровской школы - основной спортивный зал, поражающий своими размерами. Второго такого, наверное, в области нет. Широкий, светлый - настоящее раздолье для энергичных школьников. Так вот, теперь в школе стараниями физрука рождается на свет еще и малый спортивный зал. Когда-то в этом помещении находилась то ли агиткомната, то ли еще что. Долгое время оно пустовало и постепенно забивалось разного рода вещами, пока до него не добралась Валентина Владимировна. Комнату отремонтировали. Сначала проводили в ней уроки физкультуры для учеников младших классов, а затем решили переоборудовать. После ремонта навесили на одну из стен зеркала. Осталось настелить ковровое покрытие, и малый зал будет готов принять всех желающих заниматься шейпингом и аэробикой. Необходимые телевизор, dvd-проигрыватель и диски с пошаговыми инструкциями уже имеются.

Ни один день у Валентины Владимировны не проходит впустую. Как и любой учитель, горящий на работе, она поздно приходит домой. А потом начинаются новый день и новые хлопоты.

Чита