30 августа

В связи с тем, что Правительство РФ необоснованно затянуло принятие постановления о повышении на 15% размеров тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направил письмо за подписью вице-президента Галины Меркуловой Президенту России Владимиру Путину.

В письме высказана просьба поручить Правительству РФ незамедлительно принять постановление о повышении зарплаты работников федеральных государственных учреждений в порядке, согласованном сторонами Российской трехсторонней комиссии, а также ускорить доработку постановления о принципах и условиях формирования новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений.

31 августа

В адрес председателей территориальных и вузовских организаций профсоюза направлен текст обращения Совета Ассоциации к Президенту РФ Владимиру Путину. Галина Меркулова поручила профсоюзным лидерам довести эту информацию до коллективов образовательных учреждений и предложила им высказать свою позицию по сложившейся ситуации.

14 сентября

Совет Ассоциации обратился к Координатору Российской трехсторонней комиссии, и.о. заместителя председателя Правительства РФ Александру Жукову с предложением срочно провести совещание по проблемам индексации зарплаты бюджетников с 1 сентября 2007 года, а также обеспечить рассмотрение на ближайшем заседании РТК проекта Единых рекомендаций на 2008 год и проекта постановления Правительства РФ «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений».

В тот же день Совет Ассоциации направил письмо председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову с предложением не допустить принятия поправки в часть 2 статьи 144 Трудового кодекса РФ, отменяющей обязанность Правительства РФ устанавливать базовые оклады и базовые ставки заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников (эта поправка была включена в федеральный законопроект, который предполагалось рассмотреть во втором чтении 2 октября 2007 года).

Информация о действиях Совета Ассоциации, а также о предложениях некоторых федеральных органов исполнительной власти по изменению порядка использования бюджетных ассигнований, предусмотренных ранее на повышение зарплаты на 15%, и о готовящемся внесении поправки в Трудовой кодекс направлена во все территориальные организации профсоюзов, входящих в Ассоциацию.

24 сентября

По инициативе Совета Ассоциации Координатор профсоюзной стороны РТК, председатель ФНПР Михаил Шмаков обратился к и.о. заместителя председателя Правительства РФ Александру Жукову с предложением в ближайшее время организовать рассмотрение проекта постановления Правительства РФ «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» в рамках Российской трехсторонней комиссии.

27 сентября

Михаил Шмаков в письме к новому министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой выразил обеспокоенность в связи с нарушением сроков рассмотрения в рабочих группах и на заседаниях РТК вопросов, касающихся регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. Лидер ФНПР предложил провести консультации в рамках РТК по проекту постановления Правительства РФ «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» и проекту Единых рекомендаций на 2008 год.

28 сентября

Состоялось совещание Межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций на 2008 год у заместителя Координатора стороны РТК, представляющей Правительство РФ, директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Александра Сафонова. На этом совещании также обсуждались вопросы, касающиеся повышения зарплаты с 1 сентября 2007 года и введения новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях.

1 октября

Президиум ЦК Профсоюза принял постановление «О действиях Профсоюза, его территориальных организаций, направленных на обеспечение своевременного повышения заработной платы работников образования с 1 сентября 2007 года на 15% и о подготовке Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год».

Президиум констатировал, что постановление Правительства РФ о повышении зарплаты работников федеральных государственных учреждений на 28 сентября так и не принято. Медлят и власти в регионах. Более чем в трети субъектов РФ до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты о повышении с 1 сентября 2007 года зарплаты работников образовательных учреждений не менее чем на 15% и, следовательно, не выполнены пока Единые рекомендации РТК. Эта ситуация может объективно послужить причиной массовых нарушений установленных сроков и порядка выплаты повышенной зарплаты работников.

Кроме того, президиум ЦК Профсоюза отметил затянувшийся из-за отсутствия согласованной позиции федеральных государственных органов исполнительной власти процесс доработки Единых рекомендаций РТК на 2008 год.

3 октября

На сайте Правительства РФ размещены распоряжение от 28 сентября 2007 года №1311-р по вопросу увеличения оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений на 15% и постановление Правительства РФ от 22 сентября №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

4 октября

Постановление Правительства РФ №605 и распоряжение №1311-р опубликованы в «Российской газете». Профсоюзная сторона обратилась к вице-премьеру Александру Жукову с предложением обсудить на ближайшем заседании РТК ситуацию, сложившуюся в связи с принятием документов без предварительного рассмотрения Российской трехсторонней комиссией.

Одновременно Совет Ассоциации предложил министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой безотлагательно провести совещание по вопросу применения названных нормативных актов с участием представителей общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры.

10 октября

У директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Александра Сафонова состоялось рабочее совещание с участием представителей Совета Ассоциации по проблемам реализации распоряжения Правительства РФ №1311-р и постановления №605.

11 октября

На совещании у министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, в котором участвовали руководители общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры, состоялся обмен мнениями по широкому кругу проблем, связанных с повышением и реформированием оплаты труда в бюджетной сфере.

Профсоюзные лидеры настаивали на соблюдении договоренностей, достигнутых в Единых рекомендациях РТК на 2007 год, и повышении зарплаты всем работникам бюджетной сферы не менее чем на 15%.

Татьяна Голикова сообщила, что через неделю Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовит предложения по решению вопросов, связанных с применением распоряжения Правительства РФ №1311-р и постановления №605.

Под руководством заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калины состоялось совещание рабочей группы по разработке новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений с участием представителей профсоюза.

12 октября

По инициативе Совета Ассоциации состоялось заседание рабочей группы РТК по доходам, заработной плате и уровню жизни населения, на котором был подготовлен проект решения Российской трехсторонней комиссии в связи с принятием Правительством РФ распоряжения от 28 сентября 2007 г. №1311-р, а также постановления от 22 сентября 2007 г. №605 без предварительного рассмотрения РТК.

16 октября

РТК по предложению Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ рассмотрела вопрос «О ситуации, сложившейся в связи с принятием Правительством РФ распоряжения от 28 сентября 2007 г. № 1311-р, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. №605 без предварительного рассмотрения Российской трехсторонней комиссией». Профсоюзная сторона поручила выступить по этому вопросу Галине Меркуловой.

В решении РТК отмечено, что в нарушение статей 35 прим. и 144 Трудового кодекса РФ и пункта 7.1. действующего Генерального соглашения Правительством России приняты распоряжение от 28.09.07 г. № 1311-р и постановления от 22.09.07г. № 605 без проведения предварительных консультаций с соответствующими общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.

Министерству здравоохранения и социального развития РФ предложено провести консультации с представителями заинтересованных общероссийских объединений профсоюзов и работодателей о порядке применения указанных нормативных правовых актов и внести в случае необходимости предложения по их корректировке. Итоги проведения консультаций решено рассмотреть на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии.

18 октября

У директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Александра Сафонова состоялось совещание с участием представителей Совета Ассоциации и ФНПР.

Стороны уточнили позиции по порядку повышения с 1 сентября оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и дополнительным мерам по реальному повышению зарплаты, особенно в связи со значительным ростом цен на продукты питания первой необходимости.

19 октября

У министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой состоялось совещание с участием представителей Совета Ассоциации и ФНПР. Министр поддержала предложение Совета об установлении с 1 сентября стимулирующей надбавки в размере 15% к тарифным ставкам (окладам) всех категорий работников федеральных бюджетных учреждений, где пока не введены новые системы оплаты труда. По итогам встречи министерство издало приказ от 19 октября 2007 года №660, которым утверждено Разъяснение об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда (регистрационный номер в Минюсте России №10372 от 19.10.07 г.).

Одновременно в ходе переговоров Совет Ассоциации настаивал на принятии дополнительных мер по повышению зарплаты работникам федеральных бюджетных учреждений в связи тем, что реальный рост цен на товары и услуги, в том числе на продукты питания первой необходимости, значительно превысил прогнозы на 2007 год.

В ходе дискуссии о ресурсном обеспечении введения новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях Татьяна Голикова сообщила, что вопросы о дополнительном увеличении ассигнований будут решаться по мере подготовки необходимой нормативной правовой базы и представления соответствующих расчетов федеральными органами исполнительной власти.

17-22 октября

Представители Совета Ассоциации принимают участие в подготовке Методических рекомендаций по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.09.07 г. №605.

***

Постановление Президиума Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2007 года №12

О действиях профсоюза, его территориальных организаций, направленных на обеспечение своевременного повышения заработной платы работников образования с 1 сентября 2007 года на 15%, и о подготовке Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год. (Извлечение)

Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Выразить неудовлетворенность в связи с затягиванием государственными органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях принятия нормативных правовых актов по вопросу повышения заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 года, что объективно может явиться причиной массовых нарушений установленных сроков и порядка выплаты повышенной заработной платы работников в образовательных учреждениях.

2. Обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову с требованием незамедлительно принять постановление Правительства РФ о повышении с 1 сентября 2007 года на 15% заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений.

3. В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений продолжить консультации:

3.1. по вопросу принятия дополнительных мер по выполнению поручения Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА о повышении за три года (2005-2007 гг.) заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза в реальном выражении;

3.2. об ускорении доработки и принятия Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год.

4. Обратиться к Председателю ФНПР М.В. Шмакову, координатору профсоюзной стороны РТК, с предложением принять дополнительные меры по недопущению нарушений Правительством РФ, государственными федеральными органами исполнительной власти принципов и порядка регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

5. Территориальным организациям профсоюза активизировать работу:

- по ускорению принятия государственными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов по повышению заработной платы работников образовательных учреждений с 1 сентября 2007 года на 15%;

- по распространению обязательств сторон регионального соглашения о минимальной заработной плате, принимаемого в соответствии со статьей 1331 Трудового кодекса РФ, устанавливающего более высокий по сравнению с федеральным уровнем размер МРОТ, на работников бюджетных учреждений.

6. Профсоюзным организациям федеральных учреждений профессионального образования, опираясь на коллективные договоры, положения об оплате труда работников образовательных учреждений, добиваться ускорения принятия мер администрацией учреждений:

- по повышению заработной платы работников учреждений с 1 сентября 2007 года на 15%;

- по своевременному выполнению Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ в отношении каждого работника, заработная плата которого ниже установленного с 1 сентября 2007 года размера МРОТ (2300 рублей).

Председатель профсоюза Г.И. Меркулова

***

УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 года №660

Разъяснение об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда

В период подготовки к введению новых систем оплаты труда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года №605 в целях формирования мотивации к повышению качества и результативности труда используются ассигнования на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) по состоянию на 31 августа 2007 г., на установление с 1 сентября 2007 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 15 процентов к тарифным ставкам (окладам), определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года №256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2006, №18, ст.2015; №41, ст.4249).

***

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. №605

О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.

2. Ввести с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее - работники и персонал), новые системы оплаты труда в соответствии с настоящим постановлением (далее - новые системы оплаты труда).

Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:

федеральными министерствами - в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;

федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, - в отношении подведомственных им учреждений;

иными государственными органами и организациями - в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

3. Определить, что ассигнования на оплату труда работников и персонала, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), по состоянию на 31 августа 2007 г. согласно приложению используются федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы работникам и персоналу в соответствии с новыми системами оплаты труда.

Федеральные бюджетные учреждения, в которых не введены новые системы оплаты труда, направляют средства в размере увеличения указанных ассигнований на увеличение стимулирующих выплат.

4. Объем средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.

5. Заработная плата работников и персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

в 3-месячный срок утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков

УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. №605

П О Л О Ж Е Н И Е об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее соответственно - работники и персонал, учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Системы оплаты труда работников и персонала устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

д) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

е) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения соответствующих профсоюзов.

3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

4. Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников и персонала, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников и персонала, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

6. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

7. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение.

Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При расчете средней заработной платы учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя не учитываются.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

8. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

9. Федеральный орган исполнительной власти (иной государственный орган или организация), в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера.

В этих целях федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся учреждения, вправе централизовать до 5 процентов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений.

Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

10. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

Штатное расписание учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, утверждается руководителем учреждения.

11. Объем средств на оплату труда работников и персонала формируется на календарный год исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.