В каждой школе должна быть какая-то загадка

Уверена, нельзя создать типовую модель школы будущего. Ее должны разрабатывать сами учителя ежечасно. И это не пафос, не просто красивые слова. Подобное становится очевидным, если побывать в одной из лучших школ Москвы - гимназии №1518.

Знакомство учителей Беслана с гимназией состоялось на второй день пребывания в столице. Конечно же, гости были поражены не только багажом знаний учеников, мастерством преподавателей, но и техническим оснащением классов. К примеру, на уроке истории семиклассники повторяли пройденный материал в форме «Своей игры», используя интерактивную доску. Интеллектуальные игры здесь успешно применяются в процессе обучения. И не только известные всем, но и разработанные самими детьми. В гимназии действует Малая академия наук с учительским и ученическим отделениями.

Также здесь открыта единственная в стране студия интерактивного искусства «SMART-ART», которая оборудована мультимедийным проектором и домашним кинотеатром. Это своеобразная лаборатория, помогающая детям освоить не только приемы изобразительного искусства, но и современные инновационные технологии.

Уникальность гимназии №1518 состоит в том, что еще чуть более десяти лет назад это была обычная средняя школа. Причем близость к школе с углубленным изучением английского языка ставила ее в такие условия, при которых «сливки» оказывались в соседнем учреждении. Но это послужило не поводом для уныния, а примером для подражания. В годы перестройки, как говорит директор Марина Михайловна Фирсова, коллективу «удалось вырваться за рамки стереотипов». Сейчас в гимназии изучают два языка, причем один ребята знают на уровне родного.

Старое здание школы - мемориальное, оно было построено в 1936 году. Помните фрагмент из кинофильма «Офицеры», когда юный суворовец старательно драит лестницу? Этот сюжет снят здесь. Сейчас здание реконструировано, отреставрировано, а, кроме того, гимназические владения значительно разрослись за счет нового корпуса. Кстати, строительством занималась та же компания, что возводила и новые школы в Беслане.

Свою историю, неразрывно связанную с историей страны, в гимназии знают и помнят. Во время войны здесь базировалась Московская объединенная школа ВМФ, что нашло свое отражение в экспозиции гимназического музея. Выпускники прошлых лет, участники войны - здесь частые гости. Они подарили множество экспонатов для музея, где можно послушать граммофон, отремонтированный руками ребят, увидеть артефакты военного времени, парту и школьную форму тех лет...

На сегодняшний день 100% выпускников гимназии поступают в вузы, из них 80% - в финансовые, поскольку с 7-го класса в школе начинается профильная экономическая подготовка.

«В чем секрет вашего успеха?» - «пытали» гости заслуженного учителя России, доктора педагогических наук, директора с 27-летним стажем Марину Фирсову. Но тщетность подобной постановки вопроса была ясна изначально. Это равносильно тому, что спросить художника, как же ему удалось сотворить шедевр. Вот что сказала Марина Михайловна: «Прежде всего это большой труд, постоянное движение вперед. Умение создать атмосферу, в которой не творить нельзя, а не учиться - невозможно». Казалось бы, просто, но загадка школы, которая светится аурой созидания и счастья, осталась неразгаданной. Может, это и правильно: у каждого должна быть своя формула успеха, иначе будет неинтересно. Как говорит Марина Михайловна, «когда я вижу у других что-то новое, я всегда рада за коллег».

Учиться никогда не поздно

Богатым на встречи и знакомства оказался третий день. Лучшие педагоги столицы, да чего там - России, потому как среди них лауреаты и даже абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», выступали перед коллегами из Осетии. Если преподаватель не оттачивает постоянно свое мастерство, не пополняет свой профессиональный багаж, ему отнюдь не просто входить в класс, тем более в условиях нашего информационного века. По сути, учитель - это вечный ученик. Мастер-классы для бесланских педагогов провели: Александр Глозман, директор центра образования №293 Москвы, учитель года России-1997, Андрей Лукутин, руководитель гуманитарной лаборатории методического центра Южного окружного управления образования столицы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2004»; Андрей Милехин, проректор по внеучебной и социальной работе Московского городского психолого-педагогического университета, лауреат премии Президента РФ в области образования, и Ольга Шугаева, учитель русского языка и литературы столичной гимназии №1551, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2004».

Чрезвычайно полезным с профессиональной точки зрения оказалось и знакомство с учредителями Лиги образования: гуманитарным издательским центром «Владос», работающим на рынке учебной литературы, фирмой «1С», которая известна серией обучающих программ, «Русской школьной библиотечной ассоциацией», чья деятельность направлена на поддержку школьных библиотек и развитие читательской среды ребенка через специализированные журналы, НПО «Медиаресурсы» - одним из лидеров в создании учебно-методических продуктов для системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Представители учредителей рассказали не только о планах Лиги, но и о своей деятельности, подарили множество инновационных идей и методических материалов.

Встреча с лидером

Четвертый день пребывания в столице был ознаменован встречей с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой. Галина Ивановна ответила на многочисленные вопросы, касающиеся сегодняшней работы профсоюзов. Возможно, многое из этой работы остается «за кадром», однако постоянные переговоры с Правительством РФ, Думой, министерством и другими органами государственной власти приносят свои плоды и в виде поправок к законам, и в виде других решений, которые призваны улучшить социальное положение учителя.

В ходе разговора поднимались и конкретные проблемы бесланских педагогов. В частности, была затронута конфликтная ситуация, связная с тем, что администрация одной из бесланских школ не выполняет пункт коллективного договора. Галина Ивановна дала соответствующие поручения Таймуразу Муратовичу Тезиеву и пообещала содействие в разрешении проблемы.

В тот же день гости встретились с работниками аппарата ЦК Профсоюза: заведующим организационным отделом Владимиром Юдиным, заведующей правовым отделом Жанной Осипцовой и экспертом Верой Понкратовой. А вечером делегация направилась в Колонный зал Дома союзов, чтобы принять участие в торжестве, посвященном Дню учителя. Тем, как встретило коллег из Осетии педагогическое сообщество, гости были тронуты буквально до слез: когда со сцены прозвучало, что в зале находятся учителя из Беслана, все присутствующие в едином порыве поднялись со своих мест и аплодисментами приветствовали педагогов школы №1.

Берегите таланты

Возвращаясь к школам будущего, хочется повторить, что они, несомненно, должны быть творческими, самобытными, непохожими друг на друга. Разве можно сравнивать московскую гимназию №1518 и центр образования №686, знакомство с которыми состоялось на пятый день пребывания делегации в столице? Конечно же, нет. Они разные и яркие, каждый в своей области. О «Класс-центре» Сергея Казарновского бесланские учителя слышали многое и с нетерпением ждали встречи. Но увиденное превзошло все ожидания!

- Сергей Зиновьевич простое слово «разрешение» превратил в девиз школы, - делится своими впечатлениями Инда Сугарова, председатель Правобережного райкома профсоюза, преподаватель географии и экономики средней школы села Зильги. - Разрешить ребенку делать то, что он может, - значит развить его талант. И здесь основной задачей считают создание благоприятной среды для детей с самыми разными возможностями. Я работаю в школе около 16 лет и часто практикую интегрированные уроки. У Казарновского я присутствовала на прекрасном уроке подобного рода «От классицизма к романтизму». Мне запомнился также урок английского языка в 9-м классе, я даже помню имя мальчика, который отвечал, - Саша. Ученик сам снял фильм, перевел его и свободно на английском языке комментировал работу, используя знание литературы, географии, а также музыкальное сопровождение. Вся наша группа в восторге от поездки, от встреч с неординарными учителями и педагогическими коллективами.

Председатель республиканского комитета профсоюза Таймураз Тезиев признался, что хотя бесланские педагоги неоднократно были и в Москве, и в Петербурге, и в других городах России, где посещали самые передовые школы, «Класс-центр» Сергея Казарновского изменил их представления об общеобразовательном учреждении:

- С первых минут пребывания в этой школе всех нас не покидало чувство удивления и восхищения результатами новаторских подходов к образовательному процессу. Было такое впечатление, что дети и учителя не на работе, не в школе, а занимаются любимым делом у себя дома. Здесь 300 учеников, и все они знают друг друга по именам! Работа школы направлена на всестороннее развитие ребенка. Тут и театральное направление, и хореография, и изобразительное искусство, и многое другое. Лично мне удалось побывать на уроке сценической речи (я даже не мог представить, что в школе этому можно учить!). Восхищало все - от планировки школьного двора, похожего на мир сказки, до праздничного концерта, который подарили своим преподавателям ученики.

Поездка обогатила наших коллег, расширила их профессиональный кругозор. Это принесет пользу как самим учителям, так и их ученикам. Все, что делает наш профсоюз во главе с Галиной Ивановной Меркуловой, в конечном итоге направлено на повышение качества образования.

В преддверии Дня учителя Профсоюз работников образования и науки устроил гостям из Осетии настоящий праздник. Коллектив учителей выражает огромную благодарность коллегам из ЦК и лично главному специалисту Елене Станиславовне Елшиной, которая все эти дни опекала участников поездки.