До сих пор продолжаются дебаты о том, кто должен заниматься решением этих проблем: государственные, муниципальные органы власти, руководители образовательных учреждений или профсоюзные органы. В связи с этим уместно напомнить, что Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие законодательные акты предусматривают правовую обязанность в этой сфере не только работодателей и их представителей (должностных лиц органов и учреждений образования), но и профсоюзных органов.

Работодатели обязаны обеспечить право работника на защиту от воздействия на его здоровье опасных и вредных факторов производственной среды, а если сделать это на данный момент не представляется возможным - гарантировать ему право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья. А профкомы, рай(гор)комы и теркомы профсоюза должны защитить права работника там, где они нарушаются. Каждая сторона обязана выполнять свои функции по охране труда, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.

И ЦК профсоюза, и многие территориальные организации совместно с органами управления и учреждениями образования за последние годы существенно активизировали свою деятельность по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда. И это дает результаты. Уровень производственного травматизма в отрасли медленно снижается. В 2006 году, по неполным данным, произошло 1948 несчастных случаев против 2192 в 2005 году.

Более существенных результатов можно добиться только при организации системной работы по охране труда. Уверены, что на качественно иной уровень эту работу может вывести создание служб охраны труда в органах управления образованием и хотя бы в крупных образовательных учреждениях. В этом направлении наметились хорошие подвижки в ряде субъектов РФ.

Что касается профсоюзных органов, то в штатах 48 республиканских, краевых и областных комитетов профсоюза работают 49 технических, главных технических инспекторов труда. В 2006 году они провели 2157 обследований учреждений образования, что на 25% больше, чем в 2005 году. По результатам проверок выдано 2137 предписаний работодателям и должностным лицам об устранении 17331 нарушения (в 2005 году - 11140).

Кроме того, более 3 тысяч внештатных технических инспекторов труда ведут общественную деятельность в районных, городских и вузовских организациях профсоюза, а в учреждениях образования - около 75 тысяч уполномоченных по охране труда. В 2006 году ими выявлено свыше 150 тысяч нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда (в два раза больше, чем в 2005 году).

Ситуация с охраной труда в системе образования требует более динамичного развития социального партнерства руководителей органов управления и учреждений образования с председателями профсоюзных организаций. Профсоюзным органам необходимо активнее настаивать на проведении совместного мониторинга и рассмотрения актуальных проблем, а именно:

- выполнение должностными лицами образовательных учреждений требований законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности образовательного процесса;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с целью выявления опасных и вредных факторов производственной среды и лиц, которым положена компенсация за работу в таких условиях;

- внедрение системы управления охраной труда, административно-общественного контроля по выполнению работодателями (должностными лицами) требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- анализ производственного травматизма в отрасли и других несчастных случаев с работниками и обучающимися, принятие мер по их предупреждению в дальнейшем.