В средствах массовой информации данный проект вызвал очень бурное обсуждение, причем высказываются часто полярные точки зрения. По словам представителей Минобрнауки и председателя Комитета по образованию и науке Николая Булаева, закон носит чисто технический характер, так как просто меняет законодательно закрепленные позиции трех ступеней высшего образования (бакалавр, дипломированный специалист и магистр), которые уже и сейчас используются в вузах, на уровни. По мнению же президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ Виктора Садовничего и ряда других представителей ректорского корпуса, проект имеет принципиальное значение и существенным образом изменит всю систему высшего образования.

Профсоюз в своих оценках во многом солидарен с мнением РСР. Сравним ныне существующую систему обучения по ступеням с тем порядком, который будет реализовываться после введения уровней.

В настоящее время вуз осуществляет прием на 1-й курс по результатам вступительных экзаменов или ЕГЭ в пределах утвержденного госзаказа на бюджетные места, а сверх того в пределах объемов, ограниченных лицензией, может вести и коммерческий набор. Проучившись 4 года, студент может получить диплом бакалавра и закончить обучение либо продолжить обучение на дипломированного специалиста или в магистратуре.

В конкретном вузе в зависимости от специальности и успехов студента возможна и отличающаяся по срокам схема перехода на последующие ступени обучения, но все это определяется самим вузом и студентом. Не исключалась возможность и дипломированному специалисту завершить обучение по программе магистратуры. Как правило, в настоящее время с дипломом бакалавра завершают учебу 15-20% обучающихся на коммерческой основе, в основном по материальным соображениям.

Кроме того, хотя подобная система обучения реализуется уже 10 лет, федеральные органы по труду до сих пор не разработали профессиональные стандарты подготовки специалистов по программе бакалавриата.

Когда два с половиной года назад появились первые разработки введения двухуровневого высшего образования, предполагалось, что все студенты, зачисляемые на первый курс, будут учиться четыре года по программам бакалавриата, а затем все желающие продолжить обучение на магистра будут участвовать в новом конкурсном отборе. Разработчики закона, а это в первую очередь МЭРТ и Минобрнауки, мотивировали это тем, что Россия включилась в Болонский процесс. Но данное предложение встретило бурные возражения со стороны медиков, которые доказывали, что врача нельзя подготовить за четыре года. Возражали и вузы, ведущие подготовку по высокотехнологичным специальностям, а также университеты, утверждая, что при такой схеме будет потеряна фундаментальность высшего образования.

В результате двухлетних обсуждений и споров появился нынешний проект закона, суть которого сводится к следующему. Поступающие в вуз абитуриенты должны будут сразу определиться, по какой из двух возможных траекторий они хотят обучаться.

Поступающие по первой ветви будут учиться в течение 5 лет и при успешном завершении образования получат диплом специалиста. Все поступившие по второй траектории учатся 3 или 4 года по программам бакалавриата. При успешном завершении обучения все выпускники имеют право участвовать в новом конкурсном отборе, и прошедшие его продолжат обучение в магистратуре.

Вузы будут отдельно получать лицензию на право обучения по программам бакалавра, специалиста и магистра. Также раздельно правительством каждому вузу будут устанавливаться и объемы возможного зачисления на бюджетные места на все три уровня высшего образования.

По оценкам заместителя министра образования и науки РФ Юрия Сентюрина, представлявшего проект закона в Государственной Думе от имени Правительства РФ, из имеющихся в настоящее время 560 специальностей траектория подготовки специалиста сохранится по 100-110. В основном это будут врачи, частично юристы, специалисты в области высоких технологий и в ряде оборонных специальностей. В магистратуре смогут продолжить образование в среднем 20% студентов, успешно закончивших обучение по уровню бакалавриата. Закон предполагалось ввести с 1 сентября 2007 года.

Профсоюз пытался активно влиять на изменение проекта между первым и вторым чтением, но пока нам и РСР удалось изменить только две принципиальные позиции. Срок обучения в бакалавриате определен в 4 года, хотя Правительство РФ по ряду специальностей может устанавливать и другие сроки. Введение закона в действие предполагается отодвинуть на 1 января 2008 года.

Что произойдет, если закон будет принят в таком виде?

1. Средний срок обучения в вузе, который сейчас составляет 5,5 лет, может сократиться, по экспертным оценкам, до 4,5 лет, что приведет к снижению уровня фундаментальности высшего профессионального образования в стране. Одновременно эти изменения могут привести к сокращению примерно на 20% затрат на финансирование бюджетного приема в вузы.

2. Существенно ограничится автономность вуза, поскольку набор специальностей, а также размеры приема будут определяться Правительством РФ.

3. Учитывая, что будут определены вузы, где доля подготовки по уровням «специалитет» и «магистратура» превысит средние значения, могут появиться вузы, в которых будут обучать только по программам бакалавриата. Следовательно, неизбежно увеличатся различия между регионами по объемам подготовки в вузах по различным уровням высшего образования.

4. Руководство Минобрнауки России, настаивая на введении в действие данного закона с 1 января 2008 года, очевидно, предполагает, что работники вузов за ближайший учебный год успеют пересмотреть и переработать все учебные планы и программы по новым схемам обучения. Однако срок введения новой системы оплаты труда работников федеральных государственных образовательных учреждений до настоящего времени не определен и уровень зарплаты может остаться неизменным, несмотря на предполагаемое увеличение объема и интенсивности работы преподавателей.

5. Вероятное введение закона с 1 января 2008 года означает, что школьник, перешедший в этом году в 11-й класс, а также его родители должны ясно понимать: с 2008 года вводится новая система поступления в вуз, в корне отличающаяся от ныне действующей. Уже при подаче документов надо сразу решить, в каком конкурсе участвовать, какую траекторию обучения выбрать, что во многом определит будущее молодого человека. В этой ситуации не только учителям и директорам школ, но и работникам и администрации вузов, а следовательно, и профсоюзным организациям, предстоит немало сделать для адаптации обучающихся к новой системе работы высшей школы.