Конгресс открыл Федеральный Президент Германии Хорст Келлер, подчеркнувший важность учительской профессии: «Хорошие преподаватели и в европейской, и в арабской культуре, как садовники, заботятся о наших детях, развивают их индивидуальные способности и потенциал». Президент ФРГ заявил, что общество должно создать для работников образования условия труда, достойные их благородной миссии, и это касается не только заработной платы. Необходимо обеспечить рациональные размеры классов, предоставить работникам образования профессиональную и социальную поддержку, интегрировать школу в общество, признавать и достойно оценивать учительскую профессию. Президент Германии также уделил значительное внимание борьбе с глобальной бедностью, возможностям развитых стран внести более существенный вклад в искоренение этого зла.

Генеральный секретарь Организации объединенных наций Бан Ки Мун в своем послании к участникам конгресса отметил, что ООН постоянно выступает за всеобщее качественное образование, от дошкольного до высшего, которое является инструментом строительства здорового, более справедливого и безопасного мира.

Выступление президента Интернационала образования Тулоса Нксези, доклад генерального секретаря Фреда Ван Люэна и вся последующая дискуссия основывались на главных темах конгресса: единство работников образования мира, качество образования сегодня и завтра, борьба за социальную справедливость.

Глобализация

Современный мир характеризуется нарастающими темпами глобализации. Она уже охватила промышленность и сельское хозяйство - исчезают экономические границы государств, перестают действовать таможенные ограничения.

Участники конгресса заявили, что необходимо с полной серьезностью отнестись к расширению этих тенденций в секторе образования и медицины. Сегодня уже не отрицается факт экспорта и продажи этих услуг на мировом рынке, хотя до сих пор данный процесс не имеет всеобщего характера. Либеральные тенденции находят юридическое и политическое отражение в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) Всемирной торговой организации.

Перевод производства в страны с низкими трудовыми издержками и нарастающая «экономическая война» стран-экспортеров серьезно влияют на мировое разделение труда и его содержание в различных государствах. Поэтому необходимо с новых позиций взглянуть на образование молодежи в этих новых условиях.

Совершенно ясно, что профсоюзное движение не остановит глобализацию. Но профсоюзы должны найти пути воздействия на ее развитие. Глобализация имеет не только экономические и социальные последствия, она оказывает самое глубокое влияние на образ жизни, культуру и систему ценностей, что может создавать напряжение и нестабильность в обществе.

Бедность

В мире продолжает расти доля населения, живущая в абсолютной бедности. По определению Всемирного банка, абсолютная бедность - это менее двух долларов на человека в день. Во многих развивающихся странах заработная плата учителя составляет 50 и менее долларов в месяц.

Бедность способствует распространению страшных болезней, например, СПИДа, поражающих главным образом молодое поколение и многих учителей. Получается, что средства, которые могли бы быть использованы в образовании, идут на борьбу с эпидемиями.

В ходе дискуссии значительное внимание уделялось проблеме борьбы со СПИДом, роли образования в этой борьбе, участию учительских профсоюзов в профилактических программах.

Отмечалось, что из экономически развитых стран лишь Норвегия, Люксембург, Дания, Швеция и Нидерланды следуют рекомендациям ООН и выделяют на программы помощи развивающимся странам 0,7 процента своего ВВП. При существующем финансировании 28 стран мира не смогут реализовать, как планировалось, к 2015 году программу ООН «Образование для всех».

Лейтмотивом многих выступлений стал тезис «Образование - это неотъемлемое право каждого ребенка!» По статистике ЮНИСЕФ, на сегодняшний день 46 стран не достигли показателей программы «Образование для всех». До сих пор 218 миллионов детей в мире вынуждены работать на тяжелых производствах.

Вопросы охраны окружающей среды, роль образования в сохранении природы и выделении новых финансовых средств на эти цели также нашли отражение в дискуссии.

Укрепление единства

Если на международном уровне в профсоюзном движении сегодня достигнуто единство в рамках Интернационала образования, то в отдельных странах по-прежнему царит если не раскол, то многообразие форм, представленных национальными профсоюзами. Часто это обусловлено исторической традицией, когда преподаватели различных уровней образования или учителя-предметники объединялись в свои собственные организации. Часто наличие различных профсоюзов объясняется их политической ориентацией. В целом ряде стран, где существуют многопартийные системы, разные партии создают собственные профсоюзы, что приводит к разобщенности профессионального движения. Как отметили участники конгресса, только свобода от любой внешней зависимости является залогом профсоюзного единства и эффективности. Нельзя забывать, что политические партии и профсоюзы преследуют различные цели.

Все более широкое распространение в образовании получают новые формы найма. Работники принимаются на часть ставки, по срочному контракту, растет численность вспомогательного персонала и работников, не имеющих профессионального педагогического образования. Все это ведет к ухудшению условий труда и провоцирует сокращение кадров. Подобная ситуация негативно сказывается и на профсоюзном движении - подрывает его единство и активность.

Статус преподавателя

Участники конгресса решительно высказались за повышение профессионального статуса преподавателя, подразумевая, что в будущем для этой работы должно стать обязательным высшее образование, стандарты которого будут признаны властями, родителями и учащимися.

Работу преподавателя необходимо сделать настолько престижной, чтобы к ней стремились лучшие студенты. Выбор учительской профессии должен быть осознанным. А преподавание - достаточно привлекательным, чтобы педагоги не искали других возможностей для самореализации. Интернационал образования и его членские организации в разных странах не могут допустить, чтобы образование превратилось в «тупиковый», профессионально бесперспективный сектор. Для этого, по мнению участников конгресса, необходимо усилить действия, направленные на улучшение начальной подготовки и постоянного профессионального развития преподавателей.

Качество образования

Самое пристальное внимание конгресс уделил вопросам качества образования и его оценке обществом. Представители профсоюзов обеспокоены тем, что аргументы в пользу приватизации государственных учебных заведений зачастую базируются на их мнимой неспособности обеспечить хорошее качество знаний. Нередко государственные власти возлагают всю ответственность за недостаточное качество образования на учителя.

Продолжается давление частного капитала, который добивается более широкой приватизации общественного сектора услуг. И это представляет угрозу действиям профсоюзов, направленным на достижение лучшего качества государственного образования и обеспечение социальной справедливости. Работники частных учебных заведений лишаются значительной части профсоюзных свобод, что ведет к их социальной пассивности.

Права профсоюзов

Особое внимание конгресс обратил на то, что во многих странах продолжают нарушаться конвенции МОТ, гарантирующие право на профсоюзную деятельность и ведение коллективных переговоров. В некоторых странах на профсоюзных активистов натравливают преступные группировки, заключают их в тюрьмы, а иногда уничтожают. Так, в Непале за последний год были убиты 70 учителей, в Колумбии погибли и пропали без вести более 30 педагогов, в Эфиопии арестованы и исчезли руководители Ассоциации учителей. Есть и много других случаев преследования профсоюзных работников в образовании, вплоть до физического устранения.

Итоги

По многим обсуждавшимся вопросам конгресс принял резолюции, которые определят его деятельность на предстоящий период.

Среди них - «Стратегическая роль работников образования», «Качество образования: сегодня и завтра», «Защита и развитие государственного образования», «За большую социальную справедливость» и другие.

Кроме того, конгресс избрал руководящие органы Интернационала образования на четырехлетний период, внес изменения в Устав, а также утвердил программу деятельности и бюджет.