Хорошая новость – это сочетание наших творческих усилий, направленных на поиск интересной информации, и четкого соблюдения информационных правил.

Новость должна быть оперативной, достоверной и объективной, содержать всю информацию, необходимую для оценки важности и последствий описываемого события, быть понятной, четко акцентировать внимание на главном.

Мы пишем новости, чтобы на их основе члены профсоюза могли представить себе уровень нашей работы. Самое дорогое, что у нас есть, - это доверие людей, и мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы исключить появление неоперативной, искаженной или односторонней информации.

Основные требования к заметкам

СКОРОСТЬ

Стремление быть первым важно в любом случае, но оно становится абсолютным приоритетом, когда речь идет о ключевых событиях, то есть о тех, которые вызывают наибольший общественный резонанс.

Способность первым узнавать о главных событиях лучше всего свидетельствует о нашем профессионализме, о наличии у нас прочных и широких связей и надежных источников информации, о понимании того, что является новостью, а что нет.

Скорость выхода новостей – это прямое следствие нашего умения выделить самое главное из услышанного, прочитанного или увиденного, облечь новостное сообщение в адекватную и понятную форму.

ТОЧНОСТЬ

Достоверность всех изложенных в сообщении фактов – это бескомпромиссное требование, которое ни при каких обстоятельствах не может приноситься в жертву. Сделай быстро, но прежде всего сделай правильно.

Все базовые части новости должны проверяться ее автором. Он полностью отвечает за правильность фактов, цитат, ссылок, названий организаций, фамилий и должностей.

Новость должна быть точной также с точки зрения используемых терминов.

Чтобы быть точным, надо опираться на точные, прямые цитаты, не вырванные из контекста, а также на цифры и факты.

Не всегда возможно, особенно если речь идет о срочных материалах, немедленно подтвердить правдивость всей поступившей информации. Но необходимо в любом случае обеспечить точность изложения той информации, которой вы обладаете. Это достигается точным указанием источника информации, времени и обстоятельств ее распространения, цифр, цитат, формулировок, приводимых должностей, названий и терминов.

Если допущена ошибка, ее необходимо признать и как можно скорее исправить.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

Вы всегда должны стремиться сделать любую заметку максимально сбалансированной и объективной, дать максимально широкое представление об основных мнениях, касающихся данного события или проблемы.

Если мы пишем о высказываниях ньюсмейкера А относительно каких-либо действий или высказываний ньюсмейкера Б (это могут быть человек или организация), то мы должны предоставить ньюсмейкеру Б возможность высказать свою точку зрения как можно быстрее.

ПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ

Качество нашей работы невозможно оценить, прочитав одну, пусть даже очень качественную новость. Хорошая работа – это максимально полное освещение темы.

Тема считается закрытой тогда, когда не остается никаких вопросов. Поэтому новости должны включать в себя не только сообщение о самом событии, но и информацию о том, почему оно произошло, как это событие соотносится с другими, на что оно повлияет, были ли такие события раньше и чем они заканчивались.

Нашей обязанностью является постоянный самостоятельный поиск новых аспектов освещаемого события. Мы постоянно должны задавать себе вопрос: что еще мы не знаем по этой теме, каков должен быть следующий шаг в ее освещении?

Основные требования к стилю

Новость должна быть…

…понятной

Самая интересная и точная новость, если она будет неверно истолкована или вообще не понята, – всего лишь потерянное время. Поэтому мы не имеем права писать в новостях то, чего сами не поняли. Лучше потратить время на уточнение, чем потом давать поправку.

…интересной

Новость может заинтересовать человека только в том случае, если она содержит новую информацию, сфокусирована на ключевых, наиболее ярких фактах, объясняет, как происшедшее может повлиять на общество, указывает на дальнейшее возможное развитие событий.

Люди ищут в наших новостях прежде всего ответ на вопрос: Что будет дальше?

По возможности новость должна быть «человеческой» – содержать интересные, образные цитаты, характерные детали, апеллировать к интересам и чувствам человека, содержать в бэкграунде факты, дающие базу для сравнения или оценки событий.

Нельзя довольствоваться только лежащим на поверхности и следовать за бюрократическими документами или скучными пресс-релизами.

Если все получают одинаковую информацию о каком-либо событии, то выигрывает нашедший наиболее интересный поворот проблемы, представивший наиболее интересные дополнительные факты и комментарии.

…ясно изложенной

Необходимо использовать как можно более простые слова и выстраивать их в простом порядке, избегая специальных терминов, чтобы любой заинтересованный читатель смог понять новость.

Специалист, который хорошо разобрался в проблеме, как правило, в состоянии изложить ее простым языком. Использование туманных бюрократизмов, переусложненный язык свидетельствуют о недостаточном понимании проблемы и создают опасность ошибок.

Люди читают новости для того, чтобы получить ясное и понятное представление о сути события.

Основные требования к структуре заметки

Любая заметка строится по принципу «перевернутой пирамиды», то есть второстепенные детали должны располагаться в тексте ниже основных. Это вовсе не значит, что бэкграунд обязательно идет после свежих деталей. Иногда бэкграунд куда важнее для понимания смысла заметки, чем пусть и новая, но второстепенная информация.

Иными словами, любой материал должен строиться так, чтобы его можно было бы сокращать снизу, не беспокоясь, что какие-то ключевые элементы истории будут потеряны.

«Скелет» заметки

1. ЛИД, состоящий максимум из пяти строк. Лид должен сообщить без излишних деталей главный смысл информации, содержать элемент времени и указывать источник информации. Лид должен быть настолько захватывающим, чтобы заставить читателя прочитать сообщение до конца. Лид повторяет заголовок по смыслу, но, как правило, ему не идентичен, так как развивает и уточняет содержание заголовка.

2. «ЗОЛОТАЯ ЦИТАТА», подкрепляющая лид. Цитата исключительно важна, так как большинству читателей важно не только знать, что сказал тот или иной автор, но и как именно он это сказал. Использовать можно, за редчайшим исключением, только полную цитату, то есть содержащую законченное предложение. Необходимо выбрать наиболее яркое, интересное по форме и смыслу высказывание. Точность цитаты должна быть абсолютной. Это, помимо прочего, наша защита от возможных претензий.

3. Один или два абзаца, содержащие КОНТЕКСТ и БЭКГРАУНД, необходимые для понимания истории.

К каждому из этих элементов предъявляется набор обязательных требований. В структуре заметки выделяется также ЗАГОЛОВОК.

ЗАГОЛОВОК

Заголовок излагает суть новости коротким изъявительным предложением. Заголовок должен содержать главную мысль - из него должно быть понятно, что произошло. За исключением случаев, где это очевидно, в заголовке должно указываться, о какой стране (или каком регионе применительно к России) идет речь.

Например: «Путин представил нового руководителя МВД».

Заголовок должен представлять из себя простое (без запятых) изъявительное предложение и не превышать 76 знаков (одна строка), включая пробелы между словами. В любом случае заголовок не должен быть больше двух строк. Активный залог всегда предпочтительнее пассивного, так как он более понятен и энергичен. Короткие слова предпочтительнее длинных. Допустимо использование сокращений, например, не «Государственная Дума», а «Дума».

Как не надо:

Задолженность регионов по зарплате в настоящее время составляет около 1 млрд. рублей

Как надо:

Долги регионов по зарплате выросли до 1 млрд. рублей

В заголовке необходимо избегать излишней детализации, цифры желательно округлять.

Как не надо:

Средняя зарплата в России выросла на 32,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 3,5 тысячи рублей

Как надо:

Средняя зарплата в России за год выросла на треть

Заголовок не должен начинаться с предлога или цифры.

Как не надо:

В офисе АвтоВАЗа в Москве налоговые органы проводят обыск

Как надо:

Налоговые органы проводят обыск в офисе АвтоВАЗа в Москве

Исключение:

В администрации Президента РФ опровергают сообщения о грядущей отставке Геращенко (Администрация президента официально является техническим органом при главе государства и при всей своей важности не может выступать с официальными заявлениями).

В заголовке не ставятся инициалы. Если фигурирует известный всем человек, достаточно писать только фамилию (например: Путин, Касьянов, Кудрин и т.п.). Если человек не известен, не очень известен или у него слишком распространенная фамилия, пишем целиком имя и фамилию, либо должность и фамилию, либо просто должность (например: маршал Сергеев, глава МИДа Сергей Иванов и т.п.)

ПЕРВЫЙ АБЗАЦ - ЛИД

Лид должен содержать четыре ключевых элемента:

- что произошло,

- где,

- когда,

- откуда мы это знаем.

Отсутствие хотя бы одного из этих элементов делает лид неполноценным.

В лиде, как и в заголовке, необходимо отдавать предпочтение активному залогу, простым словам. Лид категорически не должен состоять из цитаты. Если новость начинается с мнения какого-либо важного лица, то в лиде это мнение излагается коротко, косвенной речью, а цитата приводится во втором абзаце как подтверждение.

В лиде следует избегать излишней информации, которая отвлекает от главной мысли. К этому относятся второстепенные цифры, детали, обстоятельства получения информации.

Как не надо:

Москва. 11 января. Средняя зарплата в России составила в декабре 3,5 тысячи рублей и таким образом выросла на 32,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении министерства финансов.

Как надо:

Москва. 11 января. Средняя месячная зарплата в России в декабре выросла на 32,5 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщило в среду министерство финансов.

В сообщении министерства говорится, что в декабре эта цифра составила 3,5 тысячи рублей.

Как не надо:

Москва. 11 января. Коммунисты обеспокоены ситуацией, сложившейся в последнее время на левом фланге политических сил России. Об этом заявил журналистам в четверг перед началом пленума ЦК КПРФ член думской фракции этой партии Виктор Илюхин.

«Не все в порядке в плане согласованности в Народно-патриотическом союзе России», - сказал Илюхин.

Как надо:

Москва. 11 января. Коммунисты обеспокоены ситуацией, сложившейся в последнее время на левом фланге политических сил России, заявил член думской фракции КПРФ Виктор Илюхин в четверг.

«Не все в порядке в плане согласованности в Народно-патриотическом союзе России», - сказал он журналистам перед началом пленума ЦК КПРФ.

В лиде надо стремиться дать краткую (до 4 слов) характеристику организации, о которой идет речь, если только это не самоочевидно. Читатель должен иметь представление, почему его может заинтересовать новость об этой компании.

Цифры в лиде в отличие от заголовка надо указывать точно. Вместе с тем надо следить, чтобы читатель мог сразу их понять, а не высчитывать мучительно, сколько знаков стоит перед запятой (перед запятой должно быть не более трех знаков!).

Например: не 5493879 тыс. рублей, а 5,494 млрд. рублей.

Если у вас есть сравнительная и абсолютная цифра, то в лиде лучше использовать сравнительную, оставив абсолютную для второго абзаца. В идеале лид не должен содержать больше одной-двух цифр. Исключение составляют материалы, написанные в форматах, специфических для финансово-экономических лент.

БЭКГРАУНД

Бэкграунд содержит общую информацию, необходимую для понимания новости: предыстория события, основные данные об организации.

Как правило, бэкграунд находится в конце новости, но в сложных для понимания случаях справочную информацию иногда ставят ближе к лиду.

Бэкграунд надо предварять вводными словами (например, «как сообщалось ранее») тогда, когда без этих слов не ясно, что это бэкграунд.

ЦИТАТЫ

Цитаты придают новости достоверность и украшают ее важными эмоциональными или иными деталями. Новости, как правило, рождаются из общения с людьми, поэтому так важны цитаты.

Цитаты часто выполняют ту же роль, что и «картинка» в телевизионном репортаже, придавая нашему рассказу достоверность и живость. Они передают эмоции и ощущения людей, связанные с данным событием, содержат мнения. Без цитат новость выглядит безжизненной.

Цитаты используются, чтобы документально обосновать и подтвердить заявление, придать ему конкретику, представить спорный материал, в котором точные формулировки могут стать предметом спора, передать специфику речи оратора, и т.д.

Необходимо выбирать самые интересные, яркие цитаты, не надо бояться, что в них используется разговорная речь.

Как не надо:

«Индекс РТС упал сегодня на самую большую величину с августа 1998 года», - сказал трейдер банка «Зенит» Денис Антонов.

Как надо:

Падение индекса РТС стало рекордным с августа 1998 года. «Сегодня мы как будто во второй раз пережили августовский кризис, рынок потерял почву под ногами», - сказал трейдер банка «Зенит» Денис Антонов.

Цитаты надо давать целиком, чтобы показать контекст высказывания. Не следует заключать в кавычки одно или несколько абсолютно нейтральных слов (не надо: Геращенко называет «неприемлемой» девальвацию рубля на 30%).

Если цитаты слишком длинны или неясны, лучше использовать косвенный пересказ. В большинстве случаев пересказ лучше, чем употребление неполных цитат.

Цитаты нельзя редактировать, но можно вставить в текст цитаты необходимое пояснение, взяв его в скобки и сделав ссылку на то, что это является уточнением.

Пример

Вашингтон. 6 марта. Министр обороны США Дональд Рамсфелд считает, что надежда на мирное урегулирование иракского кризиса еще не потеряна, но он связывает ее не столько с успехом инспекций, сколько со сменой режима в Багдаде.

«Конечно, остается надежда, что можно добиться разоружения (Ирака - ИФ), не прибегая к силе», - заявил он.

В редких случаях можно использовать в материале закавыченные выражения, носящие ярко оценочный характер либо важные именно в той формулировке, в которой были высказаны. Однако после этого (сразу или ниже в заметке) должна следовать полная цитата, содержащая закавыченное выражение в полном контексте.

Пример

И.Иванов назвал «абсолютно неприемлемыми» предложения создать особый международный трибунал по Чечне, наподобие Гаагского трибунала по бывшей Югославии.

«Такая идея абсолютно неприемлема как с точки зрения международного права, так и с точки зрения решения проблем Чечни», - сказал он журналистам.

Для проверки точности цитат необходимо пользоваться диктофоном.

Чтобы добиваться хороших цитат, надо задавать собеседникам правильные вопросы и не удовлетворяться ответами типа «да» или «нет». Не должно быть цитат ради цитат.

ССЫЛКИ

Ссылки, как правило, даются уже в лиде. При этом надо проявлять максимальную аккуратность, особенно если речь идет об анонимных источниках.

Мы не пишем «как стало известно пресс-центру краевого комитета профсоюза». Если источник надежный, но нет возможности даже примерно назвать, откуда он, напишите, что это сказал источник в таких-то кругах или близкий к тому-то.

В новости должна быть фраза, свидетельствующая о том, что мы пытались получить и официальный комментарий на эту тему от уполномоченного лица (в пресс-службе не подтвердили, но и не опровергли эту информацию).

Не пишите «сказали аналитики», если приводится конкретная цитата. Подобные обобщения допустимы только в лиде, когда приводится обобщенное мнение и общая ссылка (...считают большинство опрошенных агентством «Интерфакс» аналитиков).

ДЕТАЛИ

Репортажные детали важны для ощущения контекста, атмосферы события. Подобного рода детали, конечно, должны быть уместны и соотноситься с общим стилем новости.

В большинстве случаев новость украсит пояснение, что президент вышел к журналистам в футболке и шортах.

Говоря о том или ином событии, отметьте, что оно было, например, неожиданным.

В финансовой информации особое внимание уделяется точности и корректности данных.

Форматы заметок

Флэш

Флэш - это короткое оперативное сообщение, передающее суть важного события или принципиально важного высказывания в 2-3 строках. Флэш предваряет выход самой новости, обеспечивая максимально быстрое донесение до человека сути произошедшего.

Во флэше всегда должен указываться источник информации (кроме случаев, когда вы сами являетесь свидетелем события).

Стилистика флэша соответствует стилистике заголовков. Флэши должны писаться простым понятным языком, раскрывающим суть мысли или суть события. Использование бюрократических оборотов недопустимо.

Флэш может содержать только одну мысль. Если высказывание содержит две или более важных мысли, они должны быть оформлены отдельными флэшами.

Срочная заметка /URGENT/

Срочная заметка может быть самостоятельным материалом о важном событии или высказывании либо развитием флэша. В последнем случае она должна появиться не позднее, чем через пять минут после выхода флэша.

Срочная заметка, как правило, должна состоять из двух, максимум трех абзацев.

Первый абзац включает ясное, максимально избавленное от технических деталей и бюрократических оборотов изложение сути происшедшего, элемент времени, а также указание на источник информации.

Второй абзац должен содержать цитату и указание на обстоятельства заявления.

Если есть необходимость, можно добавить третий абзац, сообщающий ключевой бэкграунд и контекст события. В идеале это должно быть сформулировано в одной фразе и включено в лид.

Несколько рекомендаций напоследок

Думайте о тех, для кого вы пишете. Разумно представлять своего читателя как человека образованного, интересующегося событиями в стране и мире, профсоюзной работе, политически и экономически подкованного.

Далеко не все читатели, которых должна заинтересовать ваша история, будут специалистами именно в этой сфере, поэтому не рассчитывайте на то, что читателя интересует только новый факт, а остальное он и так знает. Любой материал выиграет от присутствия во втором или третьем абзаце так называемой тарелочки с голубой каемочкой («nutgraph» в американской журналистике), которая бы объясняла, почему важна эта новость и что из нее следует. Кроме того, всегда помните, что даже специалисты не любят читать скучные тексты.

Спросите себя: содержит ли заметка самое важное? Написана ли она ясно и недвусмысленно?

Убедитесь, что заметка отвечает на вопрос «ну и что с того?» То есть четко говорит о том, на кого или на что может повлиять новое событие.

Убедитесь, что заметка сбалансированна, честно излагает факты и нейтральна по тону. В заметке не должно быть фраз, которые предполагают, что вы на чьей-либо стороне. Будьте осторожны со словами «утверждает», «по его словам», предполагающими, что вы сомневаетесь в правдивости сказанного.

Проверьте адекватность источника, который должен быть назван четко и ясно.

Не мудрствуйте! Пользуйтесь простым, повседневным языком, выбирайте активные глаголы. Предпочитайте короткие слова длинным.

Не используйте без нужды рваные цитаты. Рваные цитаты всегда создают впечатление, что вы не передаете высказывание, а интерпретируете его. Если речь идет о цифрах или простых заявлениях, просто перескажите своими словами. Если вы стремитесь подтвердить цитатой ваш лид или передать эмоциональную окраску высказывания, необычный оборот речи, образ - найдите так называемую золотую цитату и используйте ее полностью.

Сформулируйте как следует первые два абзаца. В любой заметке они самые важные. Немедленно расскажите читателю, что случилось и почему это важно. Если это не удалось сделать в первых двух абзацах, то не удастся вообще. Читатель вообще зачастую просматривает первые два абзаца для того, чтобы определить, стоит ли читать дальше (если его вообще заинтересовал заголовок статьи). Лид - ключ ко всей заметке. Если он написан, как надо, остальное приложится.

Начните с заголовка. Если вы можете написать заголовок, вы напишете лид. Если вы напишете лид - вы напишете заметку. Начав с заголовка, вы заставите себя сфокусироваться на главном.

Метод 10 ключевых слов. Попробуйте хотя бы мысленно составить список 10 ключевых слов, без которых вы просто не сможете написать заметку. Дело не в словах - их можно потом заменить синонимами. Думайте о том главном, что должна рассказать ваша заметка. Составив эти 10 слов, вы получите квинтэссенцию вашей заметки. Все они должны появиться в первом или в крайнем случае втором абзаце.

Подкрепите лид цитатой. Прямые цитаты призваны оживить, усилить материал и показать, что вы говорили с кем-то, кто знает, что происходит. Старайтесь подкрепить лид крепкой цитатой в третьем или четвертом абзаце, не забыв точно указать, кто, где и при каких обстоятельствах это сказал. Постоянно думайте о «золотой цитате» которая наиболее ярко проиллюстрирует главную мысль заметки.

Не переусердствуйте с прямыми цитатами. Люди редко говорят образным и литературным языком. Часто они не располагают факты в должном порядке. Лучше использовать в заметке одну или две цитаты, но самых ярких. Старайтесь, чтобы цитата двигала историю вперед, а не пересказывала то, что вы уже сами сказали в предыдущем абзаце.

Не оставляйте пустот. Не упоминайте о вещах и событиях без того, чтобы разъяснить их. Если вы сказали, что Дума потребовала ускорения структурных реформ, как можно скорее поясните, что такое структурные реформы. Читатель не может ждать пять абзацев, пока мы это сделаем.

Стройте материал из блоков. Постарайтесь сгруппировать в несколько абзацев информацию, относящуюся к одному элементу вашей заметки. Не упоминайте один из сюжетов заметки в третьем абзаце, чтобы вернуться к нему в восьмом.

Пишите последовательно. Каждое предложение должно соединяться с соседними в своего рода цепь. Вы делаете утверждение в первом абзаце, приводите детали во втором, подтверждаете его цитатой в третьем и даете несколько главных цифр или бэкграунд в четвертом. Потом переходите к другому блоку, используя переходное предложение, соединяющее их.

Используйте «флажки», чтобы читатель понял, что вы переходите к следующей теме. «Флажками» могут быть такие простые слова, как «но», «однако» или короткое предложение, обобщающее то, о чем вы намереваетесь сообщить.

Рекомендации подготовлены пресс-центром Краснодарского краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ по материалам агентства «Интерфакс»