Образовательная политика профсоюза

Сила профсоюза не только в количестве, но и в активности людей, которых он объединяет. Как их заинтересовать, вовлечь в общее дело? Одним из способов решения этой задачи становится информационная, образовательная политика профсоюза. Ее цели можно сформулировать следующим образом:

- разъяснительная работа, привлечение активистов, мотивация;

- углубление знаний в области законодательства, ведения переговоров и заключения соглашений;

- совершенствование навыков общения, развитие лидерских качеств, умения убеждать, демократического стиля руководства;

- общее развитие личности.

От содержания и характера образовательной работы напрямую зависит выполнение задач профсоюза.

Семинары - это то место, где можно и нужно развивать не только личные качества и умения членов профсоюза, но и их способности к активному и солидарному сотрудничеству.

Следует сказать, что нельзя предложить универсальную модель проведения семинара, потому что каждая новая группа уникальна, имеет свои особенности и требует своих подходов. Тем не менее можно выработать определенную структуру и предложить комплекс методик для ее наполнения. Насколько эффективно все это будет преобразовано в программу конкретного семинара, зависит уже от мастерства и интуиции его организаторов.

Итак, вы решили провести семинар. Что делать?

Тот, перед кем поставлена задача провести семинар, должен найти ответы на следующие вопросы:

Какую тему выбрать?

Чем интересна и актуальна эта тема для профсоюза?

На какую целевую группу рассчитан семинар?

Чему должны научиться участники семинара?

Что за люди примут участие в семинаре? Откомандируют их на семинар или они придут по собственному желанию? Сколько их будет? Чего они ждут от семинара?

Когда и где состоится семинар? Какова его продолжительность?

С кем мне предстоит вести семинар? Ложится ли вся ответственность на меня или же мне предстоит сотрудничать с другими коллегами?

Какие приемы и методы я использую на семинаре?

Какие учебные материалы по данной теме у меня есть и что еще необходимо подготовить?

Это лишь краткий перечень возникающих вопросов. По сути, они представляют те факторы, которые так или иначе оказывают влияние на планируемый семинар.

Планирование конкретного семинара

Если вам предстоит составить план конкретного семинара, рекомендуем в ходе подготовки учесть как можно больше факторов, способных повлиять на учебный процесс.

Существует два вида планирования:

схематичное

детальное

1. Схематичное планирование

Схематичное планирование - это прежде всего сбор идей и информации обо всех факторах, влияющих на семинар. Этот процесс можно систематизировать посредством следующих вопросов:

Кто?

Чему?

Почему?

Зачем?

Когда?

Где?

С помощью чего?

и Как

должен научиться?

Для детальной проработки эти вопросы можно конкретизировать следующим образом:

Кто

Кто принимает участие в семинаре?

Какой информацией об участниках вы располагаете (возраст, должность, регион, профсоюзный стаж)?

Чего ждут участники от семинара?

Что

Что значит тема семинара?

Каковы представления участников семинара об этой теме?

Каково их отношение к теме?

Почему

Почему профсоюз выбрал эту тему?

Как она связана с общими задачами профсоюзной политики?

Зачем

Какое отношение имеет тема семинара к практической работе участников?

Для чего им нужна эта тема?

Когда

Когда состоится семинар?

Имеет ли какое-то особое значение время проведения семинара для вас и для участников?

Где

Где состоится семинар?

Знакомо ли участникам место проведения семинара?

Как выглядит помещение, в котором будет проводиться семинар?

Можете ли вы изменить внешний вид помещения?

С помощью чего

Какие учебные материалы у вас есть?

Какие нужно подготовить?

Как

Какие методы вы будете использовать в работе?

Будете ли вы вести семинар один или в команде?

Вы без труда можете продолжить этот список. Занимаясь этими вопросами, вы практически начинаете разрабатывать конкретную дидактику семинара.

На каждый вопрос можно и нужно давать ответ исходя из двух точек зрения.

Точка зрения участников семинара

Попробуйте войти в роль участников семинара и ответить на эти вопросы. Какие чувства вы испытаете при этом?

Точка зрения руководителя семинара

Каково ваше собственное отношение к этим вопросам? Какие чувства они вызывают у вас?

Например, тема семинара может быть новой для участников, вам же она очень хорошо знакома. Или же тема нова как для вас, так и для участников семинара. Возможны различные сочетания, и каждое из них особым образом отразится на развитии учебного процесса.

2. Определение основной и промежуточной цели обучения, составление плана

Необходимо определить основную цель семинара, своего рода главную мысль, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:

Каковы учебные цели всего семинара? Чему должны научиться участники? С чем они должны уехать с семинара?

Как будет озаглавлен каждый семинарский день (блок)? Как будет происходить деление семинарских дней (блоков) по темам?

Каковы основные методы, которые вы собираетесь использовать?

Какой учебный материал вы собираетесь использовать?

Работа над этими вопросами покажет вам, как далеко вы продвинулись в схематическом планировании вашего семинара, и пора ли уже приступать к детальному планированию.

3. Детальное планирование семинара. Разработка учебных блоков

Кода схематический план семинара готов, можно приступать к его детальной разработке.

Работу над отдельными частями семинара (учебными блоками) можно вести по следующей схеме:

Тема: Как называется тема этой части?

Учебная цель: Какова цель, преследуемая этой частью семинара?

Метод: Какие методы вы собираетесь применять?

Учебный материал: Какой учебный материал вы собираетесь использовать?

Время: Сколько времени длится этот учебный блок?

Чем конкретнее вы хотите планировать, тем точнее должны быть ваши ответы на эти вопросы. Речь идет о том, чтобы детально сформулировать темы и учебные цели, а также выбрать методы, определив их временные параметры.

4. Дидактическая структура семинарского блока

Каждый учебный блок имеет свою структуру. Эта структура характеризуется следующими фазами.

Подход к теме. Необходимо подогреть интерес участников, ввести их в тему.

Работа над темой. Участники должны самостоятельно работать над темой.

Обсуждение и анализ. Обсудить результаты работы, проанализировать и сделать выводы.

5. Переходы между блоками

Переход от одного учебного блока к другому должен быть заботой модератора. Участники не должны терять из вида основную цель семинара, то есть модератору необходимо показать связь каждого учебного блока с главной темой.

Когда составлен детальный план семинара, подготовку можно считать законченной.

Обратите внимание!

Каждый семинар - это образовательное мероприятие, в котором участвуют взрослые люди. Во всем мире образование взрослых (adult education) уже стало неотъемлемым звеном общей системы непрерывного образования (lifelong learning), которое характеризуется своими закономерностями и своей методологией.

Взрослые люди - это самостоятельные, самоуправляемые личности. Они обладают достаточным жизненным опытом, который подсказывает им наиболее оптимальные решения. Их мотивация направлена на достижение с помощью образования каких-то конкретных жизненных целей. Они стремятся приобрести такие знания, умения и навыки, которые можно непосредственно применить в практической деятельности. И, наконец, они, как правило, довольно занятые люди, не любящие терять время попусту. Все эти особенности следует учитывать при проведении семинарских занятий, и, следовательно, строить свой семинар так, чтобы максимально реализовать потенциал его участников и удовлетворить их потребности.

Специалисты - андрагоги (андрагогика - наука об обучении взрослых) выделяют следующие основные принципы работы с группой взрослых:

- обучение не должно носить приказной, директивный характер;

- оно должно быть направлено на достижение конкретных результатов в решении конкретных проблем;

- оно должно быть тесно связано с практикой, которой проверяются результаты полученного обучения;

- сама группа должна иметь возможность выбирать формы и методы обучения или проводить их оценку;

- ответственность за результаты обучения лежит не на преподавателе, а на всей группе, и она должна четко осознавать это;

- неотъемлемой частью процесса обучения должна стать оценка его эффективности всей группой;

- центральным методом обучения должен быть диалог между членами группы.

Все это означает, что в группе взрослых должны доминировать уважение к чужому мнению, стремление понять и разделить его, равенство всех членов группы, доверительность и заботливое отношение друг к другу. Если модератору удастся создать такую атмосферу на семинаре, его успех обеспечен вне зависимости от использованных методов.

Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Ученые-нейрофизиологи недавно сделали уникальное открытие. Оказывается, мозг взрослого человека воспринимает только ту информацию, которая сопровождается сопутствующей положительной эмоцией, и наоборот, информация, сопровождающаяся отрицательной эмоцией, отвергается как разрушительная и чужеродная. Причем эта эмоция не обязательно должна быть напрямую связана с информацией. Иными словами, такие чувства, как голод, усталость, скука, раздражение, дискомфорт, страх, боль в суставах от долгого сидения и им подобные, могут свести на нет любые результаты обучения. ЮНЕСКО очень кратко и емко сформулировало главную особенность обучения взрослого человека - оно должно проходить ВЕСЕЛО!

То есть при подготовке семинара важно обратить внимание на формы и методы его проведения, немаловажное место в этом занимают активные формы обучения, о которых мы поговорим в следующий раз.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист Профсоюза работников народного образования и науки РФ