Компьютер в профкоме

Главное, что нужно понять начинающему пользователю: компьютер невозможно сломать. (То есть в принципе, конечно, можно. Но для этого нужно не только быть настоящим «профессионалом», но и упорно преследовать эту деструктивную цель. Надеемся, что, став компьютерным гением, вы найдете себе более занимательное занятие.)

Вы можете всячески экспериментировать с такими программами, как Word, Excel, Internet Explorer, разбираться в их меню, нажимая на кнопки и наблюдая за результатами, - ничего фатального не случится. В крайнем случае, даже если вам удастся случайно удалить или каким-то образом изменить важные программные файлы, необходимые для работы компьютера, все, что нужно будет сделать, - переустановить эти программы, что занимает от силы 20-30 минут, и компьютер вновь готов к работе. Пробуйте, изучайте компьютер, и не забывайте при этом о таком важном инструменте, как «Справка» - этот раздел присутствует в каждой программе и в понятной форме дает сведения о том, как выполнить ту или иную операцию или как решить различные возникающие проблемы.

Кстати, если процесс нахождения нужной буквы на клавиатуре вызывает у вас головную боль, попробуйте воспользоваться курсом «Соло на клаиватуре» В.Шахиджаняна (www.ergosolo.ru).

Подключение к интернету

Подключиться к интернету можно двумя основными способами. Во-первых, получить удаленный доступ по коммутируемой (временно созданной) телефонной линии, используя модем. Во-вторых, обеспечить себе прямой доступ с помощью выделенного канала, который действует постоянно. Для его создания между провайдером и клиентом прокладывается, например, оптоволоконный или коаксиальный кабель.

Первый вариант дешевле, но имеет ряд недостатков:

«до интернета» (а точнее, до узла провайдера - организации, с которой вы заключили договор на предоставление этой услуги), надо дозваниваться, а там часто бывает занято;

связь непрочная, часто прерывается, и дозваниваться приходится заново;

скорость передачи информации довольно низкая, и большие письма приходится «скачивать» довольно долго;

ваша телефонная линия в момент подключения к интернету будет занята.

Второй вариант снимает все перечисленные выше недостатки, но «выделенка» - дороже. Впрочем, можно скооперироваться с коллегами и протянуть один кабель сразу для нескольких машин. А если выделенная линия и так используется в вашем учреждении и работодатель может предоставить профсоюзу доступ, за этот вариант надо хвататься обеими руками. Мы бы даже предложили внести такой пункт во все коллективные договоры. Раз уж работодатель предоставляет профсоюзу помещение и средства связи, почему бы не включить в их число интернет?

Существуют и более сложные (комбинированные) способы подключения к интернету.

Определив, каким образом ваш компьютер будет подключен к сети, необходимо выбрать компанию, которая все это осуществит, - провайдера интернет-услуг. Вначале желательно в течение одной - двух недель протестировать качество этих услуг (легко ли дозвониться, какова скорость передачи данных, не пропадают ли неизвестно куда ваши письма) и, если есть существенные недостатки, сменить провайдера, заключив договор с другим.

Электронная почта

Иногда стоит завести почтовый ящик не только у своего провайдера, но и в одной из бесплатных почтовых служб интернета, таких, как, например, www.mail.ru. Это дает некоторую независимость. Дело в том, что если ваш почтовый ящик «лежит» у определенного провайдера, то при смене провайдера придется менять и адрес, на который к вам приходит почта, а также предупреждать всех своих коллег о том, что вы «переехали». Если же вы открыли бесплатный почтовый ящик, то часто «переезжать» не придется. Более того, вы сможете проверять свою почту, будучи далеко от дома - в другом городе или даже стране, поскольку ваши письма будут храниться на одном из сайтов в интернете, доступ к которому можно получить отовсюду, главное - не забыть пароль.

Имейте в виду, что размер бесплатного почтового ящика небезграничен. Не забывайте периодически удалять ненужные сообщения, чтобы он не переполнялся, а то ваши коллеги не смогут вам ничего отправить!

Единственный существенный недостаток бесплатных почтовых систем заключается в том, что они иногда ломаются. Это может привести как к невозможности прочесть почту тогда, когда это срочно надо сделать, так и к физической потере писем. Но тут уж ничего не сделаешь - за бесплатность приходится «платить» этим риском…

Компьютерные вирусы

Компьютерные вирусы - это программы, которые мешают нормальной работе компьютера, повреждают или удаляют данные. Подобно действию вирусов, поражающих человека, воздействие компьютерных вирусов также может быть различным: от раздражающего до разрушительного. Кроме того, постоянно появляются новые разновидности, не похожие на предыдущие. К счастью, вероятность заражения вирусами и степень их разрушительного воздействия можно снизить, приняв элементарные меры безопасности.

Как правило, вирусы непреднамеренно распространяются, в том числе по электронной почте, неосмотрительными пользователями. Сложные вирусы, например, «черви», могут автоматически самовоспроизводиться на других компьютерах, устанавливая контроль над программами. Некоторые вирусы - «троянские кони» - выглядят, как полезные программы, и обманом убеждают пользователей загрузить их. Отдельные «троянские кони» способны даже работать как полезная программа, одновременно нанося вред системе или другим компьютерам, подключенным к сети.

Иметь представление о разновидностях вирусов и принципах их функционирования необходимо, но гораздо важнее установить на компьютере надежную антивирусную защиту, постоянно обновлять ее, выполнять основные правила при работе в интернете, загрузке файлов и открытии вложений.

Рекомендации:

Одним из наиболее популярных на сегодняшний день является антивирус Касперского (www.kaspersky.ru), который при установке на компьютере отслеживает появление в нем вирусов, проводит профилактику «заболевания», сводя вероятность заражения к минимуму.

В поисках информации

В интернете на нас обрушивается огромный поток информации. Пока человек не научится «фильтровать» ее, отсекая ненужное, может пройти много часов и дней бесцельного блуждания по сети, механического перескакивания с одной страницы на другую. Человек оказывается заворожен сообщениями на самые различные темы. От информации о новом чудо-автомобиле он переходит к статье о лекарстве от рака. Новость о последнем парламентском скандале сменяет рецензия на нашумевший голливудский фильм. Затем следует прогноз погоды и спортивный сайт, на котором широко обсуждается последняя игра сборной страны по футболу. Интернет, таким образом, превращается в подобие телевизора с постоянно переключающимися каналами, а ведь известно, что и с телевизором не все могут справиться.

Поэтому новичкам лучше всего применить следующую тактику: рассматривать интернет как своего рода библиотеку, в которой содержится информация по всем мыслимым направлениям, но где мы пользуемся лишь теми разделами, которые действительно пригодны для нашей работы. Никто не будет, придя в «Ленинку», читать все книжки на полках подряд. Люди приходят туда с определенной целью, за конкретными книгами или журналами. Также и профсоюзники, работающие в интернете, должны сформулировать для себя «читательский запрос» и потом строго его придерживаться, не позволяя себе отвлекаться даже на самые заманчивые новости или сайты.

Минимальный перечень необходимых для профсоюзных работников интернет-ресурсов может состоять из 5-10 сайтов. К примеру:

сайты своего отраслевого профсоюза (http://www.ed-union.ru), региональной федерации, национального профцентра, международного профсоюза;

сайт Министерства образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru);

сайты педагогических сообществ (http://pedsovet.org/, http://fpru.org/);

сайты педагогических изданий (например, «Учительской газеты» - http://www.ug.ru);

сайты профсоюзных газет (например, www.solidarnost.org);

газеты «Мой профсоюз»

(http://ed-union.ru/paper.html);

центральный профсоюзный сайт на русском языке www.trud.org;

международный профсоюзный сайт www.labourstart.org/ru;

крупнейшее национальное (региональное) информагентство для отслеживания общей информации в стране (регионе).

Юристы могут пользоваться помещенными в сети базами по национальному и региональному законодательству, а также прибегать к услугам справочников и бесплатных юридических консультаций. Техническая инспекция найдет большое количество сведений по гигиене и безопасности труда, включая нормативы и практические рекомендации. Профсоюзные преподаватели будут рады получить новые пособия для своей работы. Экономисты - аналитику и свежие статистические данные для докладов. Кроме того, в интернете можно найти много интересных сведений о компаниях, их учредителях, истории и планах на будущее.

С практической точки зрения полезны сайты с расписанием движения самолетов (www.polets.ru) и поездов (www.poezda.net), сайт для перевода текстов на различные языки (www.translate.ru) и тому подобные инструменты.

При необходимости найти что-либо в интернете следует пользоваться специальными поисковыми системами. Информацию на русском языке лучше всего искать с помощью «Яндекса» (www.yandex.ru), а для поиска на других языках использовать «Гугл» (www.google.com). Правила и секреты поиска информации приводятся прямо на этих сайтах в разделе «Помощь».

Удобнее всего занести адреса всех наиболее полезных вам сайтов в рубрику «Избранное» вашего браузера (программы для просматривания интернет-сайтов), чтобы не печатать их каждый раз в адресной строке, а просто выбирать из списка. Этот список еще именуют «закладками» - действительно похоже на книжные закладки.

Создавая свой сайт

Вы решили создать интернет-сайт своей профсоюзной организации, чтобы обеспечить ее присутствие в сети? Поздравляем! Сделать это самостоятельно или пригласить специалистов? Это зависит от человеческих ресурсов и финансовых возможностей, которыми вы располагаете.

Для того чтобы создать свой веб-сайт, не обязательно быть программистом, современные программы довольно просты в обращении и могут быть освоены пользователями так же, как и Word или Excel. Кроме того, в интернете существует ряд бесплатных сервисов для создания собственных небольших веб-сайтов, например, у провайдеров интернет-услуг или таких, как служба «Народный сайт» (www.narod.ru).

Если этот путь все равно превышает ваши технические возможности или вас по-прежнему пугает все, связанное с компьютером, вы можете обратиться к специалистам, а чтобы минимизировать свои расходы - просто найти студентов, готовых за относительно небольшие деньги опробовать полученные в институте навыки.

Несмотря на соблазн, не увлекайтесь техническими возможностями интернета. Большие по размеру фотографии и картинки, звуковые и видеофайлы занимают очень много места и требуют много времени на просмотр. Мигающие заголовки или двигающиеся картинки очень быстро начинают раздражать посетителей. Необходимо найти оптимальный баланс между графическим оформлением и текстом, которого и придерживаться в дальнейшем.

Оптимально структура сайта должна напоминать хорошее рабочее место, когда любую вещь вы можете взять, потянувшись рукой либо открыв ящик. Традиционная ошибка при создании сайта заключается в излишней запутанности структуры. Согласитесь - ситуация, когда для поиска предмета нужно открыть ящик, достать из него коробку, вынуть и развязать мешочек, а потом откручивать крышечку, может надоесть. Поэтому не заставляйте посетителей вашего сайта мыкаться по нему в поисках нужной информации.

Золотое правило сайтостроения - каждый документ (или информацию) можно прочитать «в два клика» (в два нажатия на клавишу «мышки»): один - чтобы раскрыть раздел, второй - чтобы раскрыть документ.

Что касается содержания вашего сайта, то первым делом задайте себе вопрос, для чего вы его создаете, какие цели перед собой ставите. Просто рассказать о себе? Поделиться значимой информацией с другими? Привлечь внимание к какой-либо проблеме?

Второй важный вопрос: для кого вы это делаете? Кто будет заходить на ваш сайт - работники образования, члены профсоюза, коллеги из других профсоюзов, руководители, журналисты? От этого во многом будет зависеть, какую информацию на сайте стоит размещать, и каким образом она должна быть подана.

Можно начать с «визитной карточки» профсоюза, где будут указаны:

название вашей организации;

миссия профсоюза (кого объединяет, зачем создан, что ставит своими целями);

основные направления деятельности;

имена и сфера ответственности членов профкома;

контактная информация: адрес, телефоны, факс, электронная почта, при необходимости - схема проезда.

Но учтите, что сама по себе «визитная карточка» особой ценности не представляет, с ее помощью вы многого не добьетесь, поэтому ее можно и нужно расширять, добавляя те или иные разделы.

Например, если профсоюз активно старается привлечь новых членов, нужна страница под условным названием «Вступай в профсоюз!», где стоит сделать акцент на том, что он может предложить работникам, проиллюстрировав это примерами из коллективного договора (соглашения) или конкретными случаями, когда профсоюз отстоял права своих членов. Для этой страницы пригодится более яркое оформление, с рисунками и фотографиями.

Журналисты оценят ваше внимание, если вы сделаете на сайте специальную страницу для прессы, где разместите всю информацию, которая поможет написать статью о вашем профсоюзе и проблеме, которую вы пытаетесь решить, - пресс-релизы, мнение профсоюза, справочные материалы, фотографии и т.д.

Основной рецепт расширения сайта достаточно прост:

собирать информацию о проблеме и развитии событий (в том числе путем поиска в интернете);

обрабатывать ее для наилучшего восприятия посетителями сайта;

регулярно помещать эту информацию на сайте;

и не менее регулярно рассылать ее по электронной почте всем, кого это касается.

Как обработать собранную информацию?

Как составить обращение в органы управления образованием или к депутату, знают все профсоюзные работники. Сложнее работать со средствами массовой информации. Здесь необходимо отказаться от официальной лексики и многочисленных ссылок на статьи Трудового кодекса и прочих законов, лучше простым человеческим языком рассказать о сути событий или проблемы, в первую очередь дав ответы на шесть основных вопросов: кто, что, где, когда, почему и как. К этому можно добавить комментарии, процитировав мнение представителя профсоюза.

Рекомендации:

Избегайте длинных, запутанных предложений, занимающих несколько строк.

Каждое предложение должно нести одну мысль.

Избегайте незначащих слов, пустых фраз.

При необходимости делайте перекрестные ссылки.

Тщательно проверяйте текст на «лишние» слова.

Не читайте своим посетителям лекцию, разговаривайте с ними.

Идентифицируйте себя с посетителями вашего сайта (с их интересами), а не со своей организацией.

Начните с ответа на вопрос: что моя организация может предложить? Пишите, используя заголовки и абзацы, вопросы и ответы.

Где возможно, помещайте графики и иллюстрации.

Контрольный список вопросов «хорош ли мой сайт?"

Понятен ли его адрес?

Легко ли открывается сайт?

Привлекает ли он целевую аудиторию, на которую направлен?

Ясно ли видны командные кнопки?

Прозрачна ли навигация сайта?

Четко ли указаны поисковые функции?

Соответствует ли форма содержанию?

Просты ли для восприятия заголовки и обзоры?

Соответствует ли текст, появляющийся после нажатия командной кнопки, тому, что было обещано?

Адаптирован ли ваш сайт для людей со слабым зрением?

Легко ли доступен контактный электронный адрес?

Методические рекомендации подготовлены по материалам пособия «Интернет для профсоюзов» (авторы: Лика ГАЛКИНА, редактор веб-сайта Московского представительства IUF, преподаватель курса «Использование новых компьютерных технологий в профсоюзной работе», и Александр ШЕРШУКОВ, главный редактор газеты «Солидарность»).

Составитель Елена ЕЛШИНА, главный специалист аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Уважаемые читатели! Пособие, предлагаемое вашему вниманию, - не компьютерный самоучитель, не ищите в нем сведений о том, как нужно запускать программы и какие кнопки нажимать. Такого рода знания можно получить на специальных курсах и даже при самостоятельном изучении компьютера.

Здесь мы попытаемся определить,

что такое интернет,

что он может дать профсоюзам,

как профсоюзы могут использовать интернет для достижения своих целей.

Вы спросите, зачем все это профсоюзным активистам?

Если вы считаете, что все развивается нормально, что все формы и методы, использовавшиеся десять лет назад, успешно работают и сегодня, тогда, конечно, можете дальше не читать. Правда, одновременно стоит отказаться и от гордого звания профсоюзного активиста. Потому что вы им, скорее всего, не являетесь.

Если же вы считаете, что работникам образования, отстаивающим свои интересы, необходимо поднять уровень своих организаций на новую высоту, используя в том числе и новые технические средства, усиливая солидарность и оперативность своих действий, тогда это пособие для вас.

Именно этой цели и может послужить интернет. Главное - научиться его использовать не только технически, но и политически.

С одной стороны, интернет - это просто сеть из миллионов компьютеров, начиненных самой разной информацией. Но с другой стороны, интернет может стать для вас самой полной библиотекой, самым точным и разносторонним справочником, самым доступным и оперативным средством массовой информации, самым эффективным инструментом для проведения кампаний, солидарных акций, воздействия на работодателей - и так далее.

Уже сейчас можно попытаться осмыслить опыт использования интернета, накопленный многими профсоюзными организациями, но наилучшим справочным и учебным пособием по этой теме будет сам интернет - посещайте сайты профсоюзов и других общественных организаций, наблюдайте, делайте выводы.

Если возникнут трудности, обращайтесь за помощью к сотрудникам аппарата ЦК Профсоюза - они всегда рады помочь вам!