Открывая слушания, заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова заметила, что системе дополнительного образования детей в России 90 лет и за эти годы «несколько поколений прошли через дома пионеров, дворцы творчества, детско-юношеские спортивные школы, художественные, музыкальные». Система дополнительного образования детей, по словам Журовой, помогает сохранить уникальность ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении, удовлетворить его потребность в познании себя, осмыслении своего «я», формирует сопротивляемость личности в непростой действительности.

Парламентарий отметила немалую роль системы дополнительного образования в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних. «С открытием каждого нового учреждения дополнительного образования расширяется пространство детского благополучия», - сказала она.

По словам Журовой, в действующем законодательстве существуют определенные пробелы, связанные с регулированием и стимулированием развития дополнительного образования. Среди «самых очевидных проблем» заместитель Председателя Госдумы назвала низкую зарплату работников детских кружков и секций, из которых почти половина - 46% - мужчины.

Председатель Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин, который вел слушания, признал, что система детского дополнительного образования является одной из главных составляющих российского образования. Он сообщил, что в России функционирует около 18 тысяч учреждений дополнительного образования, в которых занимаются более 11 миллионов детей, работают около миллиона педагогов. Характеризуя состояние системы, Балыхин отметил ее многопрофильность, вариативность реализуемых образовательных программ, высокую воспитательную составляющую.

Заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин рассказал об основных направлениях государственной политики в сфере дополнительного образования детей и перспективах развития системы дополнительного образования. По его информации, сеть дополнительных образовательных учреждений за 10 лет увеличилась на 1300 учреждений. Развитие системы идет по шести направлениям: художественное (156 тысяч объединений и кружков), физкультурно-оздоровительное (12 тысяч отделений по 120 видам спорта), эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, техническое творчество. Уровень подготовки педагогов в системе детского дополнительного образования, по оценке Ю.Сентюрина, довольно высок. Высшее образование имеют около 80 процентов педагогов. Коснувшись вопроса о материально-технической базе учреждений системы, заместитель министра сообщил, что в 2006-2007 годах во многих зданиях и учреждениях был сделан капитальный ремонт, уменьшилось количество зданий, находящихся в аварийном состоянии. Еще 562 учреждения требуют капитального ремонта.

Предложив законодательно закрепить государственные гарантии прав граждан России на получение качественного и доступного дополнительного образования, Юрий Сентюрин сообщил, что в 2008-2009 годах министерство будет работать над критериями оценки эффективности дополнительного образования для муниципальных и государственных учреждений. Планируется провести мониторинг развития системы в современных социально-экономических условиях, разработать рекомендации по использованию новых организационно-правовых форм учреждений и рекомендации по новой системе оплаты труда педагогов. Предполагается также разработать современные формы и методы проведения общественно-государственной оценки состояния дополнительного образования детей.

Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Роднина отметила: «Такой системой дополнительного образования, которая существовала в нашей стране и до сих пор еще остается, не располагает ни одно государство». Она отметила, что занятие одного ребенка в спортивной школе обходится в 10-15 тысяч рублей в год, а содержание одного ребенка в исправительных учреждениях - 130-150 тысяч рублей в год. «В центре фигурного катания в США, где я работала, были программы, где 40 процентов детей проходили реабилитацию после наркомании и алкоголизма. До 14 процентов детей были из семей, в которых идут бракоразводные процессы. У нас пока таких программ нет», - сказала депутат.

По ее мнению, необходимо создавать спортивные клубы в образовательных учреждениях. Должны быть разработаны правовые акты, гарантирующие право на бесплатное дополнительное образование. В первую очередь следует защитить права детей из малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, а также детей, проживающих в сельской местности. Нужны нормативы финансирования, учитывающие не только расходы на оплату специалистов, но и на приобретение необходимого инвентаря и оборудования, транспортные расходы, повышение квалификации и переподготовку специалистов. Требуется изменение в закон о благотворительности, определяющее механизм привлечения внебюджетных средств. Это, по словам Родниной, позволит активнее совершенствовать материально-техническую базу и привлекать высококвалифицированных специалистов.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин считает, что учреждения дополнительного образования по статусу и условиям финансирования должны быть поставлены в равное положение с учреждениями, реализующими основные образовательные программы, а педагог дополнительного образования по статусу, социальным гарантиям, зарплате должен быть в равном положении с педагогом, реализующим основные образовательные программы. Депутат также высказался за поэтапное приближение зарплаты педагогических работников к зарплате государственных служащих.

Напомнив, что в ближайшие три года расходы на образование должны вырасти более чем на 20 процентов, а расходы на правоохранительные структуры - на 45%, Смолин сказал: «Может, лучше вложить деньги в дополнительное образование детей, чтобы меньше вкладывать в борьбу с малолетними преступниками?»

По мнению участников парламентских слушаний, необходимо наделить работников детских школ искусств и спортивных секций правом на досрочную пенсию. Одновременно признана нецелесообразной интенсификация перевода учреждений дополнительного образования детей в автономные учреждения.

По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству, Министерству образования и науки, Министерству культуры, Министерству спорта, туризма и молодежной политики, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

Министерству образования и науки, в частности, предложено рассмотреть возможность дополнительной государственной поддержки системы дополнительного образования в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Региональным органам власти и органам местного самоуправления предусматривать увеличение объемов финансирования учреждений дополнительного образования детей.