Как же нам попасть в Отрадный?

Кроме того, по словам министра образования и науки Самарской области Дмитрия Евгеньевича Овчинникова, «проект должен быть очень емким, красивым и реализуемым». Поэтому из 637 заявок, рассмотренных в этом году экспертами, до финала дошли 226. А всего за 6 лет было рассмотрено 2638 проектов, 1140 из них были признаны интересными, инновационными.

- Ярмарка перешагнула свои границы такого местечкового значения, стала социальным феноменом, уже в 12 областях в этом году в ее преддверии прошли региональные этапы по отбору технологий и методик педагогических инноваций, - отметил на открытии форума автор проекта, руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области Владимир Иванович Гусаров.

У ярмарки появились не только партнеры-союзники в лице полусотни государственных, общественных и коммерческих организаций, но и свои почитатели-фанаты. Есть даже те, кто, побывав впервые в Отрадном в 2003 году, каждый год удивляет экспертный совет все новыми и новыми проектами, пробиваясь в очный тур!

Эти люди становятся проводниками «отрадненского феномена» на местах. К тому же есть СМИ, интернет, через которые каждый год все новые и новые участники получают информацию. А вот Нарангерен Ринчин, директор Центра гражданского образования из Монголии, узнала об отрадненской ярмарке в США! На семинаре в Америке она сказала, что хотела бы посмотреть провинциальную Россию, поскольку в Москве была уже не раз. Российские коллеги порекомендовали попасть в Отрадный! Поездка оказалась полезной: посетили несколько школ в Сарбае, в Муханово, сельскохозяйственные предприятия... О ярмарке руководитель монгольской делегации отзывается с восторгом: «Думаю, в следующем году мы приедем уже со своими стендами, с тем, чем мы можем поделиться. Нас очень интересуют инновационные проекты в области школьного менеджмента, переход к 12-летнему образованию, программы по гражданскому образованию и студенческому самоуправлению, а также переподготовка учителей. В общем, все интересно!»

Инновация, ау!

Но одно дело - представлять свои наработки профессиональному сообществу, другое - быть понятным широкому кругу людей, в том числе родительской общественности и самим потребителям инноваций: ученикам, студентам. Вот почему в Отрадном, в ДК «Россия», нашлось место не только молодым проектантам - победителям Всероссийского конкурса «Юность. Образование. Профессия», но и ученическому пресс-центру, молодежной редакции газеты «Образ мысли» и даже семинару руководителей молодежных самодеятельных СМИ Приволжского федерального округа! Отдать несколько десятков драгоценных мест (ярмарка вызвала ажиотажный спрос на гостиницы) непрофессиональной прессе, не расточительно ли?

Впрочем, детская общественная экспертиза - одна из ключевых задумок проекта АНО «Центр поддержки гражданских инициатив «Содействие» «Эстафета социально-педагогических инноваций», поддержанного грантом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-РП. Устроителям ярмарки было важно как раз посмотреть на действо глазами молодежи 14-17, 18-25 лет. Поначалу юное поколение несколько потерялось среди многочисленных стендов, презентаций, мастер-классов: «Да там кругом обыденность, мы это видим каждый день, до 70% проектов не являются инновационными!» Чтобы понять суть инноваций, пришлось обратиться с вопросом даже к министру образования и науки Самарской области Д.Е.Овчинникову, который отметил, что «сегодня мы обсуждаем и содержание образования, и технологии, при помощи которых это содержание дойдет до наших ребятишек».

По мере развития событий на ярмарке, общаясь с представителями областей и республик, стран ближнего и дальнего зарубежья, росла и включенность ребят в процесс. Это и понятно: сегодня, когда техника позволяет зафиксировать все на видеокамеру или мобильный телефон, самое-самое стоящее проектанты решили не показывать на стендах, а оставлять для устных бесед-переговоров. Приехали ведь торговать своими ноу-хау! И чтобы понять, в чем суть разработки, насколько она нужна и применима в новых условиях, нужно остановиться, посмотреть стенд, поговорить с автором. Пробегая мимо, инновацию не понять!

Мимо экспозиции Натальи Павловны Кашульской из Надыма пробежать не удается. Возле столов, уставленных различными поделками, всегда многолюдно. Здесь вышивка крестом, работа с тканью, гильоширование, работа с кожей, с соленым тестом, роспись готовых изделий из дерева, глины, бисероплетение... Красота неописуемая, работы качественные, от профессиональных не отличить, а цены приемлемые. Оказывается, что сделано все это руками ее воспитанников - детдомовцев в рамках занятий по обслуживающему труду. И все это лишь «сопутствующие товары», а инновационным предметом купли-продажи является программа, разработанная автором «на пустом месте» лет десять назад. Поэтому-то и занятия по обслуживающему труду стали не только уроком, как пришить пуговицу или сварить суп, а гораздо шире!

10 дней по 10 минут

Инновационный продукт Павла Ивановича Щеглова, врача, зав. Центром восстановительного лечения детской республиканской больницы Йошкар-Олы, увидеть на ярмарке не удалось. Опытный образец - портативный чемоданчик с новым медицинским аппаратом «Визотроник» - оказался в это время на выставке в Москве, поэтому знакомство с ноу-хау происходило по буклету. Офтальмомиотренажер-релаксатор - новейшая совместная разработка российских инженеров и врачей, предназначенная для лечения приобретенной близорукости и тренировок остроты зрения.

Аппарат разработан специально для общеобразовательных учреждений, для его использования не нужно высшего медицинского образования, нет ни одного противопоказания по заболеваниям.

- Аппарат лечит глаза линзами, - говорит Павел Иванович. - Вы смотрите в окуляры прибора, линзы разных форм, конфигураций сами по себе меняются. В серию аппарат еще не запущен, но год проходил апробацию в школе. Результат прекрасный. За 10 дней дети видят хотя бы на 2 строчки больше. Кроме того, клинические испытания проведены в ГУЗ «Республиканская офтальмологическая клиническая больница» (Удмуртия), в ГУ «Уфимский НИИ глазных болезней АН РБ», в ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава». Поэтому если вы подвергаетесь интенсивным зрительным нагрузкам (чтение, письмо, работа за компьютером, управление транспортом и т.п.), данный аппарат будет хорошим элементом профилактики близорукости. Правда, стоимость его от 130 до 150 тыс. руб., так что прибор коллективного пользования «осилит» только учреждение.

Стимул для работы

Впрочем, организаторы ярмарки, прекрасно понимая, насколько многотрудным является процесс создания инновационных проектов, всячески помогали участникам презентовать себя. В этом году прошла апробацию даже такая форма, как аукцион инноваций. 7 лучших проектов после устной презентации были выставлены на продажу с начальной стоимостью в 2 тыс. рублей. Конечная цена доходила до 5,5 тысячи. И самое важное: тот, кто предлагал деньги, борясь за каждый конкретный лот-проект, безусловно, был заинтересован в его дальнейшем воплощении на своей территории. Аукцион внес в творческую атмосферу ярмарки элемент состязательности, азарта.

- Вообще когда в небольшой город приезжает огромное количество умных, красивых людей, это всегда повышает интеллектуальный статус территории и создает некую оболочку или ауру. Я думаю, что дух творчества, хорошего настроения, который сегодня присутствует, надолго запомнится участникам ярмарки, будет залогом желания вернуться на следующий год еще раз и встретиться уже со знакомыми людьми, ведь некоторые стали уже здесь друзьями, - поделился своими впечатлениями от ярмарки министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников.

- Какой проект вам больше понравился?

- Проект из Йошкар-Олы. На самом деле очень серьезная проблема, серьезная тема, связанная с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы, реализуя в Самарской области ряд программ, программу интеграции детей в среду, делали больший упор на детей, а этот проект рассчитан на то, чтобы социализировать родителей, которые тоже находятся в очень тяжелой ситуации. И вот вовлечение родителей в воспитание своих детей не только в стенах дома, но и за его пределами, в стенах образовательного учреждения на самом деле делает их союзниками, партнерами с теми людьми, которые дают им образование и путевку в жизнь. Это дает возможность по-другому взглянуть и на самого себя.

- Как вы считаете, будет ли продолжение у проектов ярмарки на основе социального партнерства?

- Я не думаю, что люди покупают проекты для того, чтобы сложить это все в пачку в шкаф и не делать ничего. Поэтому и реакция зала была совершенно нормальной. Какие-то проекты заинтересовали одну аудиторию, другие - других людей. Люди понимают те проблемы, которые стоят перед ними, перед их образовательными учреждениями, перед системой образования территории региона. На самом деле в системе образования огромное количество таких людей, которые выдают очень серьезные, интересные проекты. И то, что сегодня есть такая возможность пообщаться и представить свои наработки, очень важно и для самореализации человека. И когда он понимает, что то, что он сделал в этой жизни, важно не только для него, но и для тех людей, которые приехали со всех концов страны, я думаю, это дает серьезный мотивационный стимул для продолжения работы.

Отрадный, Самарская область

Обращение участников VI Международной ярмарки социально-педагогических инноваций-2008 к педагогам России

В шестой раз город Отрадный Самарской области с 10 по 12 апреля 2008 года гостеприимно принимал более 350 участников из 34 регионов России, 4 стран ближнего и дальнего зарубежья, 26 населенных пунктов Самарской области на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций.

Сегодня для педагогической общественности город Отрадный и Самарский регион в целом стали инновационной образовательной площадкой, символом творческого поиска и точкой роста.

В рамках ярмарки педагоги из города Белгорода вышли с инициативой установить в городе Отрадном Самарской области скульптурную композицию, посвященную российскому учителю. По предложению Екатерины Косаревой, психолога, кандидата педагогических наук, постоянной участницы из Самары, данная композиция, с одобрения многочисленной инициативной группы, получила свое название «Сердце отдаю детям».

Мы, участники VI Международной ярмарки социально-педагогических инноваций, просим всю педагогическую общественность России поддержать данную инициативу и принять самое активное участие в конкурсе проектов макета скульптурной композиции, посвященной российскому учителю, «Сердце отдаю детям».