Тема доклада «Новые методы оценки образовательных достижений» привлекла к участию в семинаре большое количество педагогов, ученых, исследователей, занимающихся проблемами качества образования. Во многом интерес был вызван событиями, происходящими нынче вокруг результатов сдачи единого государственного экзамена. На вопрос «Что ему не нравится в российском ЕГЭ?» Марк ответил, что считает ошибкой стремление российских коллег оценить сразу очень много показателей, решить одномоментно много разных задач. Между тем, по его словам, при аттестации выпускников школ в США используется много разноплановых тестов. Одни проверяют усвоение школьных знаний, другие «измеряют» креативные способности детей, третьи выявляют будущий потенциал учеников и т.д. Некоторые тесты в США применяются десятилетиями без всяких изменений и из года в год, сравнивая результаты такого тестирования, определяют, как меняется уровень знаний у школьников разных поколений. Ведь лучшие университеты Америки заинтересованы не столько в школьных отличниках, сколько в творчески одаренных выпускниках школ. Кстати, весьма интересно, что Зелман открыл «секрет» не очень высоких показателей российских школьников в испытании PISA. По его мнению, специалисты Федерального института педагогических измерений весьма близко к тексту перевели вопросы, предложенные российским школьникам зарубежными авторами тестов, и не учли специфику страны. Марк Зелман именно это считает очень важным. Говорят так: «Какой задашь вопрос, такой ответ и получишь». Не менее интересно и то, что в США недовольные оценками, выставленными по результатам тестируемого, используют свое право на отстаивание своей правоты и своих интересов в суде. Остается гадать, что получится, если российские выпускники последуют примеру своих американских коллег.