- Та работа по реорганизации, которая начата в Москве в 2005 году (я рассматриваю программу «Рабочие кадры» не только как отдельно взятый документ, но и как очень важное звено во всей реорганизации системы профессионального образования), настолько масштабна, что ожидать сиюминутных результатов при ее реорганизации очень сложно. Да, наверное, глубокий анализ покажет, что не все идет гладко, не все идет так, как нам хотелось бы, на это есть и объективные, и субъективные причины. Естественно, в этой ситуации мы пытаемся все эти причины искать, находить и исправлять недостатки.

На мой взгляд, очень правильно сейчас поступают и Правительство Москвы, и Департамент образования, когда финансовые средства спускаются не просто на систему профессионального образования, а в соответствии с теми задачами, проектами, которые каждое отдельное учебное заведение может и в состоянии реализовать. При этом, конечно, возникают проблемы.

Раньше система профессионального образования жила в постоянном недостатке финансовых средств, мы искали методы, пути для увеличения финансирования, директора пытались снивелировать эти проблемы. Сейчас у нас другая проблема. В Департамент образования стали поступать очень серьезные средства, теперь наша главная задача - правильно их использовать. Здесь нужен определенный опыт, тут нужен сообразный менеджмент. Мой колледж оказался в прошлом году победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Те проблемы, с которыми мы столкнулись, были для нас новыми, они были связаны с заказом оборудования, с формированием лотов, с выбором тех технических характеристик того оборудования, которое нам требовалось. На мой взгляд, сейчас назрела необходимость часть этих проблем, которые возникают у директоров колледжей (в том числе по программе развития всей системы профобразования), регулировать более эффективно. Например, нам, директорам, не хватает квалифицированной помощи, а ждать ее от профильного управления Департамента не приходится, так как там нашими проектами занимается всего лишь один человек, у которого есть масса еще и других проблем. Если мы хотим серьезно подойти к реализации проектов, к освоению огромных финансовых средств, нужно создавать в Департаменте какую-то структуру, которая только этим и будет заниматься. Нам, директорам, нужна квалифицированная помощь, многие из тех ошибок, которые мы уже допустили, наверное, могли бы быть нейтрализованы за счет того, что есть квалифицированные люди, которые всегда придут нам на помощь. Они и сейчас приходят на помощь, но физических сил у этих людей просто не хватает.

Конечно, многие проблемы должны были бы прогнозироваться, но сейчас стоит вопрос относительно того, чтобы оборудование, которое мы получили, продолжаем и будем получать, содержалось и использовалось по существу. Дело ведь не только в подготовке квалифицированных кадров, которые будут обслуживать это оборудование, подготовке тех инженерно-педагогических кадров, которые будут обучать наших студентов на этом оборудовании. Речь идет об элементарных хозяйственных вопросах. Скажем, о перепланировке учебных и производственных помещений, о ремонте силовых сетей (новое оборудование не всегда состыковывается по сумме мощностей с тем, что было у нас ранее), о требованиях к притяжной и вытяжной вентиляции, о требованиях к освещенности, к средствам пожаротушения. То есть оказывается, что всех тех финансовых средств, которые мы получаем, недостаточно: приблизительно такая же сумма нужна для того, чтобы закупленное новое оборудование запустить, и, если мы говорим об учебно-производственном оборудовании, для того, чтобы начинать на нем работать, обучать наших студентов.

В программе «Рабочие кадры» есть положение о профессиональной подготовке и переподготовке кадров. Речь идет о том, что реальному сектору экономики нужны реальные люди. Порой этих реальных людей в школах, к сожалению, нет, и не только в связи с демографическим спадом, а в связи с тем, что, начиная с восьмого-девятого класса, эти ребята профилированы, «заточены» на поступление в вуз. Достаточно сложно работать с родителями, с самими ребятами. На мой взгляд, вопросы профессиональной, предпрофильной или любых других видов подготовки, вопросы того взаимодействия, которое мы установили со школами, важны и необходимы. Для нас такая деятельность будет не только выполнением постановления Правительства Москвы, но и серьезной активной формой профориентационной работы. Уж здесь, извините, должно проявиться наше педагогическое мастерство. Если к нам 80 детей-школьников восьмого класса попали на профподготовку, то уж от нас зависит, сумеем ли мы сориентировать их так, чтобы они пошли учиться в наш колледж и потом работать в отрасли городского хозяйства Москвы. Но здесь порой возникает вопрос, связанный с методами реализации программы «Рабочие кадры»: нам нужно доказать состоятельность каждого колледжа не только в качестве выдаваемого образования, но и в качестве выдаваемых документов. Дети и родители уже стали грамотными, они понимают, что аккредитованный вуз - это одно, а неаккредитованный - это совсем другое. Аналогично и у нас: если мы выдаем по итогам профессиональной подготовки документ государственного образца - это одно, а если выдаем просто наш документ (с гербовой печатью, но внутренний документ) - это совершенно другое. Сейчас сложилась такая ситуация, когда каждый колледж имеет аккредитацию по той или иной специальности или профессии. В рамках профессии четко сказано в инструкции Минобрнауки РФ, что мы имеем право на выдачу свидетельства об уровне квалификации в двух случаях: когда наш студент закончил полную программу НПО и когда его получают те, кто учился у нас не менее одного года, но не завершил по разным причинам освоение основной образовательной программы НПО. Но в получении документов государственного образца об уровне квалификации в результате профессиональной подготовки нам сейчас почему-то отказывают, хотя мы все имеем аккредитацию по этим профессиям. Аналогичная ситуация и с дипломами СПО. Здесь та же самая ситуация, когда, согласно государственным образовательным стандартам, у нас каждый студент СПО может и обязан получить одну из профессий, которая соответствует его основной специальности. Мы, наверное, имеем право выдавать документ о профессиональной подготовке, но не получаем бланки этих документов.

На мой взгляд, предполагаемый проект постановления Правительства Москвы очень серьезен и имеет стратегический и тактический характер. Я предполагаю, что рядом с этим документом предстоит подготовить и принять еще более объемный документ, который будет направлен на реализацию, но очень важно, чтобы Правительство Москвы рассмотрело примерное положение - договор с предприятием - заказчиком кадров. Но при этом городской Совет директоров колледжей тоже хотел бы принять участие в доработке проекта такого договора, ведь у нас есть опыт заключения таких договоров.

Система профобразования с точки зрения проведения воспитательной работы делает очень важную работу. Говоря о квалификационных требованиях, о требуемом уровне профессиональных компетенций, на что мы сейчас все выходим, мы должны иметь в виду, что тут один из основных - вопрос, связанный с воспитанием того самого специалиста, которого мы выпускаем. Значение воспитания весьма велико. Трудно сказать, что на первом плане - профессионализм или грамотный, воспитанный колледжем человек. Это все должно быть взаимосвязано, если мы говорим о том рабочем нового поколения, которого от нас ждет Правительство Москвы. Огромный положительный опыт воспитательной работы накоплен во всех колледжах, но нужно рассмотреть оптимизацию воспитательной составляющей при подготовке высококвалифицированного специалиста.