Нам нужно найти ответ на несколько важных вопросов. В частности, каким должен быть договор с предприятием - заказчиком кадров. Это сегодня, пожалуй, единственный документ, который находится в правовом поле и не требует принятия дополнительных законодательных актов, он мог бы регулировать отношения работодателя и учебного заведения. Конечно, в каждом учебном заведении он будет иметь свою специфику, но в типовой договор мы должны включить основополагающие вещи.

Еще один вопрос - лицензирование. Те нормы и правила, которые существовали на протяжении длительного периода, сегодня уже становятся обузой для многих учебных заведений при переходе на новые учебные программы. Тем более, когда речь идет о том, чтобы дополнить уровень начального профессионального образования уровнем среднего профессионального образования, подготовить специалистов, техников, технологов и так далее.

Мы хорошо понимаем, как велик кадровый голод, как нужны городу хорошо подготовленные рабочие кадры. Мы должны увеличить их выпуск до 60 тысяч человек, но это при том, что мы будем готовить не только молодых ребят, но и переподготавливать, переучивать взрослое население. Мы говорим о том, что хорошо учить и иногороднюю молодежь, готовы к этому, но, к сожалению, пока для этого не созданы условия. Наши просьбы построить гостиницы для временного проживания, чтобы можно было адаптировать иногородних ребят к нашим условиям, учить их и переучивать, попали в проект программы, 20 площадок для строительства уже подобраны, но строительство гостиниц начнется только с 2011 года. Подготовка проектной, разрешительной и другой необходимой документации - процесс длительный и сложный, и Правительство Москвы перенесло реальное строительство на 2011 год. Поэтому увеличение выпуска в колледжах может идти только за счет переподготовки, обучения дополнительно и взрослого населения. По договоренности с Департаментом потребительского рынка и услуг мы увеличим в 50 раз подготовку взрослого населения для этого сектора экономики. Так мы решили на совместном заседании коллегий этого Департамента и Департамента образования. По другим категориям специалистов это сделать будет, конечно, сложней. Например, для промышленности в 50 раз увеличить подготовку взрослого населения мы просто не сможем.

Я не соглашусь с предложениями о подготовке бакалавров в наших колледжах. При всем уважении к нашим продвинутым колледжам (большинство директоров колледжей имеют ученые степени) могу сказать: бакалавр - это первая ступень высшего образования. Для того чтобы погубить систему среднего профессионального образования, надо как раз ее перевести в ступень высшего образования. Тогда мы точно перестанем готовить рабочих. Поэтому могу гарантировать, что, пока работает Департамент образования во главе с Ольгой Николаевной Ларионовой, мы не допустим, чтобы в системе среднего профессионального образования готовили бакалавров. Такая задача нам ставится Правительством Москвы. Мы понимаем, что существует определенная путаница, что у нас в стране колледж - учреждение среднего профессионального образования, а в США - первая ступень высшего образования. Мы иногда начинаем путаться в понятийных вещах. Я говорю «колледж», и в англоговорящих странах эти учебные заведения имеют статус высшего образования. А во франкоговорящих странах говорят «коллеж» - это точно среднее профессиональное образование. В этой путанице получается, что мы порой вводим в заблуждение и себя, и тех, кто не очень профессионально занимается образованием. Нам это не нужно. Наши колледжи аттестованы как колледжи потому, что есть такое наименование учреждения СПО в типовом положении Российской Федерации. Программа заставляет называть так учреждение среднего профессионального образования, дающее образование повышенного уровня. У нас есть 10 техникумов, но мы не торопимся переводить их в статус колледжей, так будет тогда, когда они перейдут на повышенный уровень подготовки. Мы готовим в первую очередь рабочих, а во вторую - техников и технологов. Сегодня потребность в увеличении техников и технологов. Так ставит задачу мэр и Правительство Москвы. За последние три года количество специалистов со средним специальным образованием в общем числе увеличилось. У нас как учились, так и учатся 90 тысяч человек, но если мы ранее готовили 70% из них рабочих по профессиям, а специалистов - 30%, то сегодня мы готовим 40% техников и технологов, а 60% - рабочих, как раз реализуя задачу, поставленную нам мэром.