В иные медицинские и педагогические вузы заходишь, и впечатление, как будто враг вчера ушел и мы вернулись на пепелище. Сколько бы сегодня ни говорили о том, что деньги у нас большие, что денег у нас много, они пройдут незаметно. Но специалисты-производственники говорят, что оборудование нужно менять каждые четыре-пять лет, значит, стоять с протянутой рукой перед работодателями не получается, что-то они «отстегивают», что-то удается достать, но на практике мы знаем: обещали семь миллионов, дали три. Поэтому мы высказали Правительству Москвы и Московской городской Думе просьбу - инициировать постановку вопроса о разработке и принятии на федеральном уровне закона, который бы регулировал отношения работодателей и образования. Наверное, настало время для этого.

Мы помним времена, когда у предприятий были свои ПТУ, а у ПТУ - свои базовые предприятия. Учебные заведения были структурными подразделениями предприятий. Сейчас мы должны исходить из того, что этого нет, значит, не надорвутся наши промышленные предприятия, если помогут учебным заведениям материально.

Меня совершенно поразили мастерские при школах Швеции, которые я увидела несколько лет тому назад. Как оборудованы эти мастерские, на какие деньги? Нам объяснили: предприниматели платят налог на подготовку кадров (от одного до четырех процентов) от фонда заработной платы, если у них работают на предприятии свыше 150 человек. Если бы у нас было так, мы бы знали, что есть средства и не надо ни перед кем кланяться. Зачем шведским школам такое новенькое оборудование? Оказывается, там в первой половине дня обучают детей, а во второй - взрослых, которые хотят сменить профессию. Вообще там не так все консервативно, как у нас, и взрослые люди за жизнь меняют три-четыре профессии. Поэтому я не сомневаюсь в том, что пока то, что мы можем на уровне нашего регионального законодательства принять, нужно учесть и принять. Но тем не менее мы все-таки ставим вопрос об инициировании такого закона и на федеральном уровне.

Государственным заказчиком и координатором программы «Рабочие кадры» объявлен Департамент образования. Наверное, нам нужно кооперировать все свои усилия, чтобы «трясти» (пока нет новых принятых законов) отраслевые департаменты, собирать их, созывать. Меня что удивило - я очень хорошо отношусь к руководителям отраслевых департаментов, но в своем отчете или в своей информации о сделанном один из руководителей пишет так: «Предложить Департаменту образования организовать целевое краткосрочное обучение руководителей всех колледжей, предложить Департаменту образования разработать то-то и то-то...». То есть отраслевой департамент делегировал Департаменту образования абсолютно все, что касается подготовки рабочих кадров. Как это может быть? Отраслевые департаменты умеют жить, а то, что столько невыполненных пунктов с их стороны, система образования вроде бы не может отметить и записать претензии в их адрес? Департамент экономического развития должен был создать межотраслевой промышленный фонд поддержки профессионального образования до 1 июня 2008 года. Есть он? Нет! Отраслевые департаменты должны были представить в Департамент образования предложения по трудоустройству выпускников... Но самое интересное, мы нигде не можем найти материалы о том, кто отслеживает, кто проводит мониторинг потребности в рабочих кадрах, как формируется городской заказ на подготовку, сколько тех или иных специалистов нам нужно. Вот тут нам всем нужно быть смелее и тверже. Нам нужно проявлять революционную настойчивость в решении всех проблем профессионального образования! Тем более что мэр всегда готов нас принять по любому вопросу!