- Знаете, как-то странно все это слушать, потому что все это было и в предыдущие советские годы. Вообще у меня такое ощущение, что это опять возрождается новое секретное оружие, таблетки от танков: съел - и никаких танков. По-настоящему патриотическое воспитание велось и ведется, нормальное преподавание великой русской литературы и истории на это и нацелено. Все попытки воссоздать, по сути дела, советскую систему патриотического воспитания, конечно же, обречены. Во-первых, жизнь переменилась. Начнем с того, что сегодня фактор безопасности при выборе школы в некоторых случаях, как показывают исследования, выше, чем содержание образования. Родитель, который отдает ребенка в школу, хочет быть уверен, что ему там не дадут наркотики в туалете, что не будет дедовщины, а это мы наблюдаем иногда даже в детском саду. Поэтому есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», очень важный, кстати, предмет. Приведу пример: в подъезде дома, где я живу, стою около лифта, нажимаю кнопку, а девочка 12 лет со мной в кабину не входит и говорит абсолютно правильно: «Мне запрещают входить с незнакомыми мужчинами в лифт». Заменить «Основы безопасности жизнедеятельности» маршировками довольно глуповато.

Если мы говорим о патриотизме, то действительно нужны хорошие крепкие ребята, прекрасно образованные, которые в случае необходимости будут владеть высокоточным оружием. Что такое материальная база школ сегодня? Хорошо, если там есть тир, с удовольствием дети стреляют. В этом смысле заменять серьезные вещи просто формальными довольно худо. Тем более если говорить по-серьезному, сейчас будет сокращен в армии срок военной подготовки, для этого требуются большие вложения.

Меня всегда очень смущает стремление к фиктивно-демонстративным эффектам. Закон, наверное, примут, судя по тому, как развиваются события. Но я был совершенно потрясен, когда Государственная Дума РФ фактически отвергла закон о дополнительном образовании. Для непосвященных объясняю, что те учреждения, которые в девичестве назывались «Дома пионеров», а сейчас называются «Домами творчества», находятся в убогом состоянии, нормального финансирования у них нет. Любопытные аргументы были высказаны депутатами: если школа выполняет государственные программы, то эти учреждения с негосударственной программой должны быть платными. Чушь, конечно, несусветная, ведь сюда же входят и спортивные, и, кстати, военно-патриотические, и экологические, и многие другие вещи. Вместо того чтобы заниматься делом, чтобы у нас дети не шли с дефицитом веса в армию, чтобы они были действительно увлечены и подготовлены, мы опять начинаем заниматься идеологией, считая, что она заменит реальные шаги. Если в прошлые годы мы детей возили на стрельбы, сегодня нам говорят: «А вы знаете, сколько долларов стоит один выстрел?»

Что же касается учебников, то любой учебник, конечно, может быть критикуем, однако основная идея и заключается в том, что если действительно хотим воспитать людей, ответственных за свою страну, мы должны перестать врать, заниматься самолюбованием, кричать о том, что мы лучше всех, потому что национальный нарциссизм - путь к национальным поражениям. Это очень опасно. Многие последние учебники страдают нарциссизмом.

Насколько я понимаю, центральная задача воспитания - координированный рост свободы и ответственности личности. Эти вещи ищутся на путях формирования мировоззрения человека, и тут надо ему помогать. Это ничего общего не имеет с пропагандой, потому что пропаганда - это всегда огрубленное мировоззрение, навязанное сверху, которое никогда не будет до конца искренне принято. Я хочу сослаться на человека, которого трудно обвинить в непатриотизме, на Хомякова. У него есть потрясающие стихи. Он так обращается к молодому поколению: «Не говори... что старина - то грех отцов, а наше племя молодое не знает старых тех грехов». И еще: «За все, за всякое страдание, за всякий попранный закон, за темное отцов.., за тяжкий грех былых времен, за все беды родного края... молитесь, плача и рыдая, чтоб он простил, чтоб он простил». Это пишет Хомяков, славянофил, который прекрасно понимал, что истинный патриотизм - это и боль за те гадости и мерзости, которые были, стремление их преодолеть хотя бы в следующем поколении. Я очень боюсь, что мы будем высчитывать по процентам, сколько мы Достоевского преподаем, сколько западных авторов, и обвинять в непатриотизме при изучении западной литературы. Опасная эта история, а главное, гибельная для содержания воспитания прежде всего.

Любопытная подмена происходит. Патриотизм почему-то только государственный. А что, другого нет? Есть такой поэт, Лев Тимофейский, уже преклонных лет человек, известный всем нам по бессмертным фразам: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». Но у него есть и такие стихи: «Наверное, ты прав, хоть на луну, хоть к черту на куличики податься, чем больше я люблю свою страну, тем больше ненавижу государство». Скажите, пожалуйста, он патриот или нет? Понимаете, государство в нашей жизни разное было. Почему мы идентифицируем тот или иной строй, аппарат с любовью к своей Родине? Для меня, например, совершенно очевидно, что полное государственное образование - это смерть образования. Если мы хотим внутренне свободных людей, которые нам будут и хай-тек делать, и ноу-хау, то никакие эндокринации пропаганды не ведут к развитию личности человека.

Огромная трагедия в том, что все-таки большое количество учительского корпуса говорит: «Сделайте нам красиво, покажите нам знамена, скажите, куда мы пойдем». Это говорит только о том, что мы до конца из себя рабов еще не выдавили, и это грустная правда. Если государство идет на поводу у этой части населения, то так, конечно, удобнее управлять. Я представляю себе все эти циркуляры, все эти месячники патриотизма. Все это мы уже проходили, сознание-то советское, механизмы все те же. И мы будем по месяцам отчитываться, какие мероприятия провели? Потом появится инструкция? Мы знаем, как все это будет работать.

Я хочу сказать, что для меня лично патриотизм - это боль за свою страну.