А ведь самые блестящие из наших питомцев очень часто отдают все силы только этой стороне жизни (к этому призываем их и мы, и родители). И тогда, оказавшись на перепутье открытых перед ними после окончания школы дорог, они испытывают тот же страх и отчаяние. Только им намного тяжелее, потому что это в первый раз и в беспомощном еще возрасте!

Обо всем этом я мучительно размышляла 18 мая 2008 года, присутствуя на спектакле молодежного клуба «Планета» школы №888 «Перед рассветом» (по мотивам повести В.Тендрякова «Ночь после выпуска»). А еще я думала о том, как обидно мало пишут о школе даже в праздники, связанные с ней, а уж тем более в будни, а ведь эта полоса была в жизни каждого, и с ней связаны (надеюсь) не самые худшие воспоминания, да и сейчас почти каждая семья так или иначе связана со школой, по крайней мере каждая семья, имеющая детей. Остается надеяться, что такое невнимание современной литературы к школе объясняется тем, что эту пору золотой юности каждый бережет в душе как нечто сокровенное, что он не хочет выносить на суд толпы. И какое счастье, что есть такие подвижники, как учитель истории школы №888 Григорий Матвеевич Плоткин, поставивший спектакль «Ночь перед рассветом»! Наверное, употребить слово «поставивший» в данном случае значит сказать слишком сухо. Не просто поставивший, а вдохновивший целый коллектив на реализацию этого замысла на высоком нравственном уровне! Меня в этом спектакле тронуло многое. Среди актеров не только ученики старших классов (это нам привычно, я сама руковожу школьной театральной студией), но и выпускники, и учителя школы. Последнее особо удивительно: несмотря на то что наша профессия публичная, необходимы огромное мужество и уверенность в важности того, что хочешь сказать, чтобы выйти на суд своих учеников еще и в этом качестве!

Емкое, метафорическое название «Перед рассветом», удачно найденное создателями спектакля, прекрасно передает его основную тональность: не отчаяние испытывает зритель после просмотра спектакля, а твердую уверенность, что за непроглядной тьмой неизбежно последует рассвет.

Создатели спектакля решились на его осовременивание: они ввели рассуждения, связанные с реалиями сегодняшней школы, что придало давно написанному произведению актуальность. Шаг отчаянный, но абсолютно оправдавший себя в данном случае: все добавленное соответствовало стилистике, а главное, замыслу повести Тендрякова. Удивительно правдиво, искренне, пронзительно играли и ребята, и их наставники. Особенно удались роли директора, завуча, учителя литературы, Сократа Онучина. Обсуждение, состоявшееся сразу после спектакля, показало, что равнодушных в зале не осталось. Спектакль заставил задуматься об очень важных жизненных вопросах, призвал по-новому взглянуть на назначение школы, а значит, в первую очередь Учителя, на его роль в определении судьбы тех, чьи души ему доверены. Меня поразило выступление Наташи, выпускницы школы, сказавшей, что если бы она посмотрела этот спектакль раньше, то многое в ее жизни пошло бы по-другому и менее болезненно. Но особенно тронули меня доверие актеров залу, их мужественная открытость: они не побоялись нести самое сокровенное посторонним людям! Казалось, сама атмосфера зала благодаря их энергии и отдаче была наэлектризована звенящей, щемящей, пронзительной болью за тех, кто растерялся на перепутье, потерял и не может найти себя...

Высокий, торжественный тон этой статьи, по моему глубокому убеждению, лишь вполне заслуженная дань благодарности людям, подарившим нам удивительный вечер 18 мая 2008 года. Так хочется, чтобы в награду за свой труд они услышали слова искренней признательности. Спасибо!

Александра ЦОГЛИНА, учитель русского языка и литературы школы №427, отличник народного просвещения, лауреат Премии Президента РФ в области народного образования