Все они, как и семейные детские сады, которые мы начали открывать (66 садов в 45 районах), востребованы обществом и реально экономят бюджетные средства. Например, чтобы обеспечить местами детей, воспитывающихся сегодня в 66 семейных садах, потребовалось бы строительство 2 ДОУ по 125 мест. К 2012 году мы увеличим количество всех этих форм работы более чем в два раза, обеспечив их шаговую доступность. Совершенствование образовательного пространства, внедрение программ «Московская семья - компетентные родители», «Детский сад будущего» и других стали основой для заключения соглашения между Правительством Москвы и ЮНЕСКО о реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы». В его рамках открыты 15 ресурсных центров, перед которыми стоит задача повышения качества образования на основе трансляции передового опыта. Конечно, для решения поставленных задач необходимо кадровое обеспечение. Сегодня в детских садах не хватает около 1000 воспитателей. По прогнозу к 2011 году, с учетом ввода в строй новых садов, дефицит кадров возрастет в 2 раза. Для его снижения запланировано увеличение приема на дошкольные отделения колледжей и вузов, переподготовка специалистов со средним образованием непедагогического профиля, привлечение к обучению и молодых неработающих мам, дети которых посещают сады.

Одним из результатов реализации программы «Столичное образование-4» в области общего образования стало создание сети учреждений как для высокомотивированных и одаренных детей, так и для нуждающихся в коррекционном обучении, в укреплении здоровья, для детей с девиантным поведением. В новой программе запланировано дальнейшее ее развитие и совершенствование.

Сегодня, как никогда ранее, важно не только дать каждому ученику прочные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями в жизни, то есть сформировать у него соответствующие компетенции, настроить на получение образования на протяжении всей жизни. Это предполагают новые государственные образовательные стандарты, разработка которых ныне завершается и для внедрения которых мы создадим все необходимые условия.

К 2012 году предусмотрен переход всех школ на профильное обучение, на треть мы увеличим число школ, работающих по индивидуальным планам, прежде всего для того, чтобы каждый ученик мог выбрать индивидуальную траекторию обучения из широкого спектра предлагаемых возможностей.

Развитие инноваций в экономике, по оценке специалистов, невозможно без инноваций в образовании. Уже более 500 московских школ включились в отработку инновационных образовательных технологий, к 2012 году их станет 850. Но дело не только в числе инновационных школ, а в содержательных изменениях их деятельности. О том, что они есть, свидетельствует широкий спектр программ развития, из года в год предлагаемых лучшими школами-победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Не случайно, логичным продолжением нацпроекта стали московские проекты «Школа будущего» и «Детский сад будущего».

Мы прекрасно понимаем, что на самом деле стоит за термином «компетентностный подход» - практическое применение знаний в конкретной деятельности. Возможно ли это в школе? Возможно, и это очень ярко проявляется в реальной проектной деятельности, в которой только в этом году участвовали более 70 тысяч школьников. Они представили свои проекты на таких масштабных выставках, как «Ярмарка идей на Юго-Западе», «Синергия - проект» в Южном округе, «Молодежное ЭКСПО» на Северо-Западе, «Грант префекта» в Центральном округе. Более широкому приобщению детей к науке и технике способствуют такие выставки, как «Зазеркалье», которую мы открыли в Манеже. Ее продолжением станет передвижной комплекс «Школа на колесах», рассказывающий о научных знаниях. В развитие этой деятельности программой предусмотрено проведение в городе «Недель научно-технического творчества молодежи», реализация проекта «Город науки, образования, инноваций» на ВВЦ, создание Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект». Комплекс намеченных мер направлен и на формирование системы выявления и поддержки высокомотивированных и одаренных детей.

В последние годы, к сожалению, информационные технологии практически вытеснили из учебно-воспитательного процесса предмет «Материальные технологии», который не только формировал у школьников навыки обслуживающего и технологического труда, но и раскрывал перед ними широкий спектр рабочих профессий. Исходя из сложившихся условий, мы планируем организовать работу по профессиональному самоопределению старшеклассников в двух направлениях. Во-первых, непосредственно в школе, и для этого в проекте программы заложены средства на оснащение школьных мастерских необходимым современным оборудованием; предусмотрена подготовка учителей технологии; разработка методических пособий. Во-вторых, считаем важным создание межрайонных центров профориентации и уже открыли на базе Восточного округа Городской центр профориентации, а за два следующих года откроем еще 9 межрайонных.

Компьютерная грамотность становится нормой для современного молодого человека. Москва давно активно внедряет информационные технологии в учебный процесс. За три года все учреждения города получат доступ к высокоскоростной сети «Интернет», до 100% увеличится и число учреждений, использующих общешкольные локальные сети (сегодня этот показатель равен 25%), доля предметных кабинетов, оснащенных соответствующим компьютерным оборудованием, возрастет в 2 раза, при этом число педагогов, владеющих информационными и коммуникационными технологиями, увеличится с 38% до 50%. Продолжится и реализация проекта «Школа информатизации», к 2012 году их количество вырастет более чем в 2 раза, а обеспеченность компьютерами составит 1 на 7 человек.

Следующая задача - создание региональной системы оценки качества образования. За три года в рамках программы «Столичное образование-5» будет сформирована система независимых измерений качества образования выпускников начальной школы, 9-х и 11-х классов. Для выпускников 9-х и 11-х классов в основу системы будут заложены результаты единого государственного экзамена, который с нового учебного года станет обязательной формой аттестации по всем предметам для одиннадцатиклассников, а в 2012 году и для 9-х классов.

Особая категория детей, требующая повышенного внимания, - дети-инвалиды. В этом году принята программа совершенствования работы с данной категорией. В дошкольном и общем образовании будем продолжать развивать инклюзивное и интегративное образование. За счет оборудования на дому новых учебных мест количество детей на дистантном обучении увеличится в 2 раза, и каждый ребенок, нуждающийся в такой форме обучения, сможет ею воспользоваться.

Для укрепления здоровья детей помимо широкого внедрения здоровьесберегающих технологий в деятельность школ города совместно с Департаментом здравоохранения будет продолжена и реализация целевых программ по коррекции зрения и реабилитации патологий опорно-двигательного аппарата, предусмотрены закупка стоматологического оборудования во все школы города (сегодня такой услугой в школе могут пользоваться учащиеся лишь 26% школ (394 школы), меры по приведению школьных медицинских кабинетов в соответствие с лицензионными требованиями - мы планируем завершить эту работу в 2009 году.

Мы отдаем себе отчет, что воспитание - не узковедомственное дело системы образования, поэтому мы и провели в мае коллегию Департамента образования с участием профильных комитетов и департаментов, обсудили «Основные направления развития системы воспитания детей и подростков». Одна из задач воспитания - социализация личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции. Именно поэтому мы поддерживаем работу советов ученического самоуправления, которые есть в 80% школ, продолжим работу по формированию правовой культуры, толерантного отношения к окружающим, экономическому просвещению и внедрению навыков здорового образа жизни, реализацию программ профилактики асоциального поведения и уже начали проводить ежегодный разноуровневый фестиваль «Мы разные - в этом наша сила, мы вместе - в этом наше богатство». Воспитание детей - общее дело семьи и общества, важно только открыть двери друг для друга. И прежде всего мы планируем открыть двери школ для организации семейного досуга в их спортивных и актовых залах, библиотеках.

Услуги, которые предлагают сегодня учреждения дополнительного образования, не в полной мере учитывают интересы и запросы подростков, поэтому охват ребят от 14 лет и старше невелик. Значительная часть их остается вне зоны влияния, что приводит к пополнению группы «трудных подростков». Поэтому мы планируем увеличить количество кружков и секций технического творчества, открыть секции для занятий экстремальными видами спорта. Новые возможности для этого дает и сотрудничество с представителями общественности и бизнеса. Сейчас вместе с известным путешественником Дмитрием Шпаро мы создаем учреждение нового типа «Лаборатория путешествий», совместно с космонавтами будет открыт «Космоцентр», поддержали инициативу руководителя группы компаний МИАН Александра Сенаторова и Фонда «Заветная мечта» и совместно реализуем пилотный проект, предусматривающий работу во второй половине дня на базе школ Северо-Восточного округа различных кружков и спортивных секций. При этом наши партнеры взяли на себя не только часть организационных вопросов, но и финансовое обеспечение проекта. Планируем, что в результате реализации программных мероприятий процент охвата подростков и молодежи услугами дополнительного образования возрастет в два раза.

Развитие профессионального образования продолжится на основе трехлетней программы «Рабочие кадры», ход выполнения которой будет рассмотрен на отдельном заседании Правительства Москвы.

Дальнейшее совершенствование московского образования в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогического сообщества и системы мер по совершенствованию кадрового обеспечения. Неуклонный рост заработной платы педагогических работников положительно сказался на стабилизации кадров, в московских школах практически нет вакансий. В ходе выполнения программных мероприятий предусмотрено повышение качественных характеристик кадровой политики. Мы завершаем разработку методики оценки работы учителя в зависимости от достигнутого им уровня компетентности и результатов деятельности для использования администрацией школы при поощрении труда учителя за счет стимулирующей части фонда оплаты труда.

Конкретные задачи определены и в области дополнительного и послевузовского образования. Будет существенно повышена его роль, создана целостная непрерывная образовательная среда. Использование богатого научного потенциала Москвы позволит организовать систему повышения квалификации на конкурентной основе. Для подготовки учителей-предметников и организации научно-методического сопровождения образовательного процесса, наряду с вузами системы Департамента образования, планируем привлекать институты Российской академии наук и федеральные вузы. Такой подход предоставит учителю право самостоятельно выбрать, где получить дополнительное образование.

Дальнейшее развитие материально-технической базы ориентировано на удовлетворение потребностей москвичей в получении качественного образования в зоне шаговой доступности. В программе запланировано строительство новых учреждений разного типа: 9 «Школ здоровья», 3 «Школы будущего», 300 детских садов, 55 пристроек спортивных залов к ДОУ. В проект программы включено проведение реконструкции или снос и новое строительство 60 объектов, однако и после этого останутся еще 78 школ довоенной постройки. В настоящее время назрела необходимость проведения реконструкции с модернизацией 5-этажных зданий школ серии МЮ 50-60-х годов постройки, которые сегодня уже не соответствуют действующим СанПиНам. По поручению Департамента экономической политики и развития и Департамента образования ГУП НИиПИ Генплана ведет работу по обследованию состояния зданий и территорий данных школ. По результатам проведенной работы мы будем иметь возможность подготовить долгосрочную программу по комплексной модернизации в целях дальнейшего развития в Москве полноценной инфраструктуры учреждений образования. Реализация комплекса работ по капитальному ремонту в рамках представленной программы сократит потребность в капитальном ремонте до 13%, что позволит значительно улучшить условия обучения и воспитания учащихся.

Для перехода на новые образовательные стандарты, в которые впервые введены условия образовательного процесса, в том числе в части учебного оборудования, программой предусмотрено в полном объеме оснащение возвращаемых в систему Департамента образования детских садов, всех новых типов дошкольных учреждений, учреждений для детей-инвалидов, а также на 100% будут удовлетворены потребности в учебном оборудовании начальной, основной и старшей школы.