Задачи уроков: довести до понимания школьников: а) в основе принципов гражданского процессуального права лежат права человека; б) главная задача судебного процесса - установление истины, которая заключается в восстановлении нарушенных прав человека; в) особенности правовой отрасли «процессуальное право».

Ход урока №1

1. Раскрытие содержания понятия «процессуальное право» желательно начать с выяснения его связи с другими правовыми понятиями. С этой целью учитель проводит краткую беседу по вопросам:

а) какую роль играет право в жизни людей?

б) какие еще вы знаете социальные регуляторы?

в) чем право как социальный регулятор отличается от других социальных регуляторов?

г) какова основная задача современного права?

Необходимо акцентировать внимание подростков на том, что правовые нормы регулируют отношения людей, возникающие в случае, если у субъектов этих отношений есть юридические права и юридические обязанности, то есть права и обязанности, определенные законом. Многогранность жизни людей и, как следствие, многогранность возникающих юридических прав и обязанностей вызвали потребность в различных отраслях права: гражданском, административном, уголовном, семейном, трудовом и других, которые регулируют различные правоотношения. В случае нарушения прав люди вынуждены обращаться в суд.

Факт обращения в суд приводит к вступлению человека в новые отношения, также регулируемые правовыми нормами. Так как эти правоотношения связаны с судопроизводством, то задачей правовых норм является упорядочение судебных действий, которые в своей последовательности представляют процесс. Правовые нормы, определяющие последовательность совершения судебных действий, называют процессуальным правом. Это не означает, что оно касается только вопросов о том, что за чем должно идти в судебном процессе: сначала жалоба, затем суд, потом решение, но и множества других вопросов судопроизводства.

Во-первых, оно определяет характер правоотношений, возникающих в ходе судебного процесса, то есть процессуальных правоотношений. Согласно процессуальному праву между субъектами данных правоотношений нет равенства, это отношения неравноправные. Поскольку суд выступает в качестве государственного органа, то он представляет власть и является властной стороной судебного процесса. Все же остальные участники судебного процесса являются подчиняющейся стороной. Так, например, суд обязан следить за порядком в зале и в случае его нарушения может наложить на провинившегося штраф или удалить из зала судебного заседания. Он еще является стороной, не имеющей материально-правовой заинтересованности в исходе дела: он субъект процессуального правоотношения, а не того правоотношения, по поводу которого возник спор. Например, суд разбирает ситуацию о нанесенном моральном оскорблении. В этом случае у него нет своего интереса в победе одного из участников спора, к обеим сторонам он должен относиться одинаково непредвзято. Если же у кого-то из членов суда (судьи, секретаря суда) есть какой-то личный интерес в рассматриваемом деле, то он может быть выведен из состава суда. Интерес суда состоит в процессуальной стороне: в быстром, грамотном рассмотрении дела и правильном разрешении спорной ситуации, то есть в восстановлении справедливости.

Во-вторых, процессуальное право определяет подсудность дел, то есть в каком суде они должны быть рассмотрены.

В-третьих, процессуальное право определяет представительство в суде - лиц, оказывающих профессиональную помощь людям, вовлеченным в судебное разбирательство. Кроме того, оно определяет, когда и каким образом может участвовать прокурор в судебном процессе, каким образом могут быть представлены третьи лица в судебном процессе и кто может быть этим «третьим лицом», а также и судебное доказывание и доказательства, процессуальные сроки, этапы прохождения дела в суде и так далее.

Для того чтобы ученики представили более наглядно, что регулирует процессуальное право, можно познакомить их с названием некоторых глав и статей процессуальных кодексов.

Различия регулируемых правоотношений отразились и на характере законов, их регулирующих, поэтому нормы процессуального права по своему характеру, языку и так далее отличаются от норм любого отраслевого права. Для того чтобы учащимся данное утверждение было понятно, учитель может сопоставить статьи, например, Гражданского кодекса и Гражданского процессуального кодекса. Можно предложить следующие вопросы:

1. Что общего в статьях о признании недееспособности в Гражданском кодексе и Гражданском процессуальном кодексе?

2. Чем различаются положения о признании недееспособности в Гражданском кодексе и Гражданском процессуальном кодексе?

3. Можно ли сказать, что в Гражданском процессуальном кодексе представлен процесс, а не отдельный акт? Обоснуйте свою точку зрения.

Ребятам предлагается проанализировать статью 29 из Гражданского кодекса и статьи 281, 283, 285 из Гражданского процессуального кодекса, глава 31.

2. Анализ документа - хороший логический мостик для перехода ко второму вопросу занятия. Учитель говорит о том, что с особенностями процесса судопроизводства они начнут знакомиться с Гражданского процессуального права. Поскольку принципы Гражданского процессуального права связаны с главой II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», то желательно предложить школьникам самостоятельно ознакомиться по учебнику с принципами гражданского судопроизводства.

а) Исковые дела (под иском понимается требование истца к ответчику о защите его права или охраняемого законом интереса. Иск - процессуальное средство защиты интересов истца, он возбуждает исковое производство, тем самым спор передается на рассмотрение суда). Примеры исков: раздел жилой площади, выселение жильца, незаконно занимающего жилую площадь, признание авторства произведения.

б) Судебный приказ (судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, установленным законом. Стороны в приказном производстве называются заявитель и должник. Судебный приказ выносится на основании письменных вещественных доказательств, без исследования свидетельских показаний и заключений эксперта). Примеры: требование кредитора на основании нотариально удостоверенной сделки, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

в) Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (в этом случае речь идет о публично-правовых отношениях, которым присущи властный характер и участие государства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разрешает спор не о гражданском, а об административном, налоговом, избирательном либо ином праве. Эти дела рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума).

г) Дела особого производства (судебное рассмотрение дел, в которых нет спора о праве). В этом случае суд защищает охраняемые законом интересы граждан и организаций, устанавливая судебным решением определенные юридические факты, правовое состояние лица, а также наличие или отсутствие бесспорных прав, для подтверждения которых необходимо судебное решение. Пример: установление родственных отношений, усыновление, признание человека недееспособным, безвестно отсутствующим и так далее.

Ход урока №2

Урок проводится с использованием приемов «лекция с элементами беседы» и самостоятельной работы старшеклассников с текстом учебника.

1. Для углубления понимания материала, имеющегося в учебнике, можно более подробно остановиться на характеристике участников гражданского процесса.

Истец - активная сторона, поскольку именно он обратился в суд за защитой. Однако Гражданским процессуальным кодексом предусмотрены случаи, когда истцом может быть человек, который самостоятельно не обращался в суд за защитой его нарушенного права. Это могут за него сделать не только законный представитель, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации.

Ответчик - пассивная сторона, так как привлекается к суду не по собственной инициативе. Иногда бывает так, что в процессе суда выясняется, что на самом деле нарушены права ответчика, а не истца, но, несмотря на это, до конца судебного дела истец остается истцом, а ответчик ответчиком.

В ходе судебного процесса и истец, и ответчик обладают равными правами, ответчик - это не обвиняемый. Они могут знакомиться с материалами дела, делать из него выписки, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства.

Истец и ответчик обладают еще и специальными правами. Так, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Стороны могут окончить судебное разбирательство мирным соглашением.

Помимо прав у сторон есть и обязанности. Общими обязанностями являются: соблюдение закона при совершении процессуальных действий, добросовестное отношение к предоставленным правам. К числу специальных обязанностей относятся: обязанность нести судебные расходы, сообщать об изменении места жительства, представлять необходимые доказательства и другие.

В гражданском процессе прокурор, участвуя в деле, не является субъектом спорных материально-правовых отношений, а выступает защитником прав, свобод и законных интересов других лиц.

Основаниями для участия прокурора в гражданском процессе являются:

а) Закон. Так, дела о лишении родительских прав согласно закону разбираются с участием прокурора.

б) Инициатива самого прокурора. Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что чьи-то права нарушены и их необходимо восстановить в суде.

в) Просьба граждан, а также представителей различных органов, публикации в средствах массовой информации.

2. Раскрывая вопрос о доказательстве и доказывании как о процессуальных средствах, учителю следует обратить внимание на то, что истец и ответчик в гражданском судопроизводстве (в отличие от участников уголовного процесса) обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются, что не все лица, которым что-то известно, могут привлекаться как свидетели по делу. Например, не подлежат допросу в качестве свидетелей священнослужители зарегистрированных религиозных организаций, которым об обстоятельствах дела стало известно из исповеди. Кроме того, некоторые лица могут отказаться от дачи свидетельских показаний: близкие родственники, депутаты законодательных органов - в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий.

3. Работу, посвященную знакомству со стадиями гражданского процесса, можно организовать следующим образом: на доске учитель записывает стадии судебного процесса, а школьники, читая учебник, самостоятельно выписывают в тетради содержание каждой стадии. Если на эту деятельность времени на уроке не остается, то это задание может быть выполнено дома.

4. Вопрос, посвященный арбитражному процессу, раскрывает учитель.

Завершить данный урок можно просьбой к учащимся ответить на вопрос: «Где мне могут пригодиться полученные знания о процессуальном праве?»

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук, Москва