Тема: Русский драматический театр первой половины XX века. Режиссерское искусство: К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров.

Цели:

- познавательная: обобщить знания по теме «Русский театр», углубить представления об основных направлениях и стилях отечественного театра начала XX века;

- эстетическая: познакомить с образцами сценического искусства трех ведущих русских театров;

- развивающая: закрепить навыки проблемного спора-диалога.

Тип урока: урок-семинар.

Наглядно-дидактический материал: портреты крупнейших деятелей трех театров - К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко; В.Э.Мейерхольда, З.Н.Райх; А.Я.Таирова, А.Г.Коонен; художников В.А.Симова, А.Я.Головина, Г.Б.Якулова; слайды художественного оформления театральных спектаклей и костюмов; книги режиссеров.

Межпредметные связи: МХК и литература, МХК и история.

Организация: учебные столы размещены буквой П. Класс поделен на три группы по пять человек - «мхатовцы», «мейерхольдовцы», «таировцы».

Ход урока

(С небольшими сокращениями приводится фонограмма реального открытого урока, данного автором для педагогов Подмосковья).

Учитель: С начала XX века центр мировой театральной жизни постепенно перемещается в Россию, а затем в СССР. Этому было несколько причин. Во-первых, социальные катаклизмы, резко изменившие сознание и жизненный уклад; во-вторых, появление нового, массового демократического зрителя; и наконец, в-третьих, напряженные поиски художественной интеллигенцией новых эстетических форм в театре. Но мой первый вопрос не об этом. До сих пор в рамках нашего предмета мы изучали театр в трех измерениях: с точки зрения его организации и устройства, репертуара и актерского искусства. Почему, на ваш взгляд, в истории театра XX века мы обратились к искусству режиссерскому?

Ученик: Именно в XX веке режиссер становится центральной фигурой в театре.

Учитель: Но что же все-таки вызвало такой резкий поворот? Ведь талантливых актеров не стало меньше и мастерства у них не убавилось.

Ученик: Раньше режиссер выполнял номинальную функцию. Главная роль в постановке спектакля принадлежала ведущим актерам. Режиссер занимался расстановкой актеров в мизансцене, но не руководил на репетициях, не продумывал оформительскую часть постановки. А главное - глубоко не вникал в идейный смысл пьесы.

Учитель: Какие примеры вы можете привести для подтверждения этой мысли из курса литературы?

Ученики (хором): Чехов! «Чайка»!

Учитель: Верно. В чем же была причина провала чеховской пьесы? Ведь главную роль в ней исполнила великая Вера Комиссаржевская.

Ученик: Постановку спектакля осуществлял Евтихий Павлович Карпов - режиссер старой театральной школы. Он не понял новаторства пьесы...

Ученик: Ему мешала театральная рутина...

Учитель: Точнее - эстетика. А теперь подробнее остановимся на рутине и эстетике. Кто же первым восстал против «седой старины» на театральных подмостках? Кто подробнее расскажет об этом? Первое слово, конечно же, «мхатовцам».

Ученик (сторонник МХАТа): Работа по реформированию театра началась в кружке любителей, который возглавил купец Алексеев, впоследствии взявший псевдоним Станиславский. Они ставили пьесы легкого жанра и постепенно выработали подлинную театральность. Но настоящая работа началась после исторической встречи Станиславского и Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар». Здесь во время 18-часовой беседы они сформулировали главные принципы нового театра, назвав его Московским художественным общедоступным.

Учитель: Какие этапы в своем развитии прошел Художественный театр первого поколения?

Ученик отвечает на вопрос.

Учитель: Какие режиссерские находки и открытия сделал Станиславский?

Ученик: Станиславский преобразовал сцену, ввел исторический костюм и изменил актерское самочувствие путем создания «четвертой» стены. Самой сложной оказалась третья составляющая его реформы: режиссер долго и упорно работал с актерами - так из его практики родилась система Станиславского.

Учитель: В чем, кратко, сущность этой системы?

Ученик отвечает на вопрос.

Другой ученик добавляет: Константин Сергеевич придавал исключительно большое значение роли театрального художника. Он заменил плоские декорации на трехмерные. Художник-передвижник Виктор Симов так натурально писал декорации, что зрители с трудом могли отличить их от живой природы. Станиславский долго изучал исторические костюмы. А для постановки пьесы «На дне» мхатовцы посетили Хитров рынок и позаимствовали у его завсегдатаев их лохмотья.

Учитель: Как готовился этот легендарный спектакль? Что нового внес режиссер в сценическое истолкование пьесы Горького?

Ученик кратко излагает историю постановки «На дне» по книге К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Учитель: Сейчас посмотрим фрагмент спектакля «На дне» в постановке Станиславского и Немировича-Данченко.

На экране демонстрируется сцена из первого действия: Васька Пепел, Клещ, Бубнов.

Учитель: Однако уже в это время в труппе Художественного театра находятся актеры, которых не удовлетворяют его направление и основные эстетические установки. Кто они и в чем причины их неудовлетворенности?

Ученик (сторонник Мейерхольда) рассказывает о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде и постановке драмы Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра.

Учитель: И все-таки этот спектакль еще не был показательным для Мейерхольда-режиссера. Поиски новой театральности увели его гораздо дальше эстетики «Маскарада».

Ученик: После революции Мейерхольд создал театр своего имени и проводил в нем поистине революционные эксперименты. Главной отличительной особенностью его режиссерской системы был отказ от реалистических принципов Художественного театра, который он называл театром «натуралистическим». Мейерхольд замыслил вернуть театру его изначальную театральность и поэтому назвал свой театр условным.

Ученик: Мейерхольд смело вводил на сцену эксцентрику и экспериментировал с телом актера. Он считал, что истинным актером его театра может быть только артист, прошедший специальную школу биомеханики.

Школьник кратко излагает теорию биомеханики Мейерхольда по книге И.В. Ильинского «Сам о себе».

Ученик: Не случайно самым любимым современным автором Мейерхольда был Владимир Маяковский. Оба художника были революционерами в искусстве, новаторами, экспериментаторами. Лучше всех других режиссеров, обращавшихся к драматургии Маяковского, Мейерхольд поставил пьесы поэта «Клоп» и «Баня». Режиссера привлекли в них гротеск, сатира, клоунада - словом, новая драматургическая эстетика.

Учитель: А не слишком ли далеко завели Мейерхольда его эксперименты с текстами классических произведений?

Ученик отвечает на вопрос.

Учитель: К сожалению, не сохранилось видеозаписей постановок Театра Мейерхольда. Но его ученики - актеры и режиссеры - продолжили дело своего учителя на других сценах. Сейчас мы посмотрим фрагмент постановки заключительной части трилогии А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в постановке крупнейшего актера Театра Мейерхольда Эраста Павловича Гарина. Главную роль играет сам режиссер.

На экране - монолог Тарелкина на «своих» похоронах из фильма «Веселые расплюевские дни».

Учитель: Кто еще из учеников Станиславского оказался «раскольником»?

Ученик (сторонник Таирова): Алиса Коонен!

Учитель: Что заставило эту любимейшую ученицу мастера покинуть alma mater?

Ученик: В 1914 году провинциальный актер и начинающий режиссер Александр Яковлевич Таиров организует Московский камерный театр. Художественные принципы этого театра оказались близки творческим поискам молодой актрисы. Камерный театр надолго стал для нее родным домом, а содружество с Таировым - смыслом жизни.

Учитель: Почему отцы-основатели назвали свой театр камерным? Какой идейный смысл они вкладывали в название?

Ученик: Во-первых, театр был рассчитан на «своего» зрителя, которому были близки творческие установки театра. Такой зритель не мог быть массовым. У Камерного театра за годы его существования действительно сформировалась своя аудитория. Во-вторых, Камерный театр противопоставил свою эстетику мещанско-обывательским вкусам и представлениям о театре как развлекательном искусстве. И в-третьих, Таиров отказался от театральных традиций. Он назвал свое детище театром «эмоционально насыщенных форм».

Учитель: В последней формулировке, наверное, и заключается сущность эстетики Камерного театра?

Ученик: Таиров считал, что литературное произведение, пьеса является лишь материалом в руках режиссера. Режиссер имеет право на свое понимание ее сущности...

Учитель: Это было и у Мейерхольда...

Ученик: Да, но Таиров не экспериментировал с текстом. Сохраняя текст, он усиливал или ослаблял - в зависимости от режиссерского замысла - различные идейные «узлы» пьесы. Свой театр Таиров еще называл синтетическим, потому что в каждой пьесе он укрупнял общечеловеческие мотивы, а исторически преходящим мотивам придавал второстепенное значение.

Учитель: Какие реформы провел Таиров в Камерном театре?

Ученик: Таиров основательно изменил сцену и оформление спектаклей. Он отказался от ровного пола, который считал неэстетичным, и создал несколько уровней на сцене. Таиров отказался от исторического костюма и для каждого спектакля шил такие костюмы, которые отвечали его идейному замыслу. Так были созданы знаменитые костюмы Катерины Кабановой и Эммы Бовари. К работе в театре Таиров привлек замечательного художника-новатора Георгия Якулова, который писал декорации к спектаклям из разных исторических эпох.

Ученик: Важную роль в Камерном театре играло музыкальное оформление спектакля. Таиров говорил, что спектакль должен быть построен по законам музыки. Только тогда получится настоящая синтетическая постановка, объединяющая слово, живопись и музыку.

Учитель: Какие постановки Таирова вошли в историю мирового театра?

Ученик: Как уже говорили, Камерный театр ставил пьесы из разных исторических эпох. Но критики и зрители особо отметили постановки «Грозы» А.Н.Островского и «Мадам Бовари» Г.Флобера.

Далее ученик кратко излагает художественные концепции этих спектаклей по книге «Воспоминания» А. Коонен.

Учитель: Сейчас мы послушаем уникальную запись спектакля по роману Флобера «Мадам Бовари». В главной роли - Алиса Коонен.

Звучит аудиозапись сцены из финала «Эмма у Рудольфа».

Учитель: Подведем итог семинара. Сегодня мы рассмотрели три ведущих направления в русском театре XX века. Они определили развитие не только отечественного, но и мирового театра на несколько десятилетий вперед. Искусство трех корифеев режиссуры, их исторические спектакли до сих пор доставляют нам эстетическое наслаждение и служат недосягаемыми образцами художественной культуры.

Олег ЕГОРОВ, учитель мировой художественной культуры лицея города Железнодорожный, Московская область