Нет, не согласен я с этим утверждением: процесс обучения и воспитания неразрывен и един, как две стороны медали. Знания сами по себе мало что значат без надлежащего воспитания.

Понимая, с какими детьми имею дело, я в своей работе вопросы воспитания ставлю на первый план. Отдаю себе отчет, что мои ученики пробелы в знаниях смогут в дальнейшем восполнить путем кропотливой самостоятельной работы, как когда-то это сделал я, а вот пробелы в воспитании едва ли они восполнят.

И еще одно обстоятельство не дает мне покоя. Представим себе, что в школу придет учитель - хороший специалист, прекрасно овладевший своим предметом, но не обученный этому важному делу воспитания. Что он будет делать с трудными подростками, не желающими овладевать знаниями? Будет ломать их через колено? По этому поводу вспоминается старая притча.

В одном поселении жил мудрец. Он любил детей и часто делал им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

- Зачем ты делаешь такие подарки? Игрушки ломаются, и дети плачут.

- Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и в руки ваших детей попадут людские сердца. Может быть, мои игрушки научат их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратнее.

Любовь к ближним, честность и порядочность, доброта сердца и душевная теплота - вот те важные человеческие качества, которые мы обязаны прививать нашим ученикам. Это те истины, которые во все времена остаются главной ценностью, важнее, чем власть, деньги, материальное и социальное благополучие.

Петр КУЗНЕЦОВ, учитель Сельцовской школы-интерната, Сельцо, Брянская область