Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Творческое мышление характеризуется способностью к поиску решения в условиях неопределенности. Формирование такой способности особенно актуально для успешных учеников, поскольку, решая, как правило, типовые задачи, они привыкают к тому, что уже в условии сразу просматривается способ решения задачи. Столкнувшись же с ситуацией, когда неясны ни направление поиска, ни нужная глубина решения, ни область знаний, которую необходимо использовать, они нередко пугаются.

На эффективность творческого мышления оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - интеллект (хорошая память, устойчивое внимание и логическое мышление). На основании экспериментальных исследований можно утверждать, что у детей 11-12 лет интеллект и творческое мышление развиваются взаимосвязано. У подростков старше 12 лет интеллектуальное развитие завершается, развитие же творческого мышления зависит и от условий организации работы. Американские ученые установили, что в условиях соревнования и ограничения во времени творческие способности не проявляются.

Любой творческий процесс имеет этап, на котором доминирует интуитивно-образный строй мышления. Поэтому результативность творческого мышления зависит от того, насколько у ребенка развита его интуитивно-образная компонента. Немаловажный фактор, определяющий эффективность творческого мышления, - способность ученика к рефлексии. Рефлексия - это осмысление и переосмысление содержания своих действий (интеллектуальная рефлексия), своего состояния и смысла своих действий (личностная рефлексия), смысла действий товарища (коммуникативная рефлексия) в условиях проблемно-конфликтной ситуации, каковой, несомненно, является процесс решения творческой задачи. Творческие задачи можно также рассматривать как средство повышения способности учащихся к рефлексии, без которой невозможно достижение высокого качества знаний. По мере накопления числа решенных творческих задач дети овладевают общими приемами поиска оригинального решения.

Большое значение также имеет целенаправленное, систематическое ознакомление школьников с основными мыслительными операциями, приемами мышления. Речь идет о возможной коррекции мышления. Специально подобранные задания могут развивать способность осуществлять мыслительные операции. Приведу некоторые из них.

Тема «Атомы. Химические элементы»

I. Даны три буквы: К, Т, О. Как могут соединяться данные буквы? Дети приводят примеры: кто, кот, ток.

Даны три цифры: 1,2,3. Составить все возможные числа из предложенных цифр: 123, 132, 213, 231, 312, 321.

Так и в химии. Атомы могут по-разному соединяться между собой, образуя различные по свойствам вещества, например, два атома - О и Н - могут соединяться следующим образом: Н2О; Н2О2; О2; О3; Н2 .

II. Дан ряд веществ. Выписать только формулы оксидов: Н2О; КСl; CaS, SO2, CaO, AgCl.

III. «Пятый лишний». Объяснить, почему.

CO2, Na2O, HCl, MnO2, Al2O3 .

Требуются знания классификации неорганических веществ.

IV. Объем какого понятия раскрывает данный круг Эйлера? (Водорода.)

V. Составить круг Эйлера для кислот.

VI. Как вы считаете, состав какого вещества изображен в круге? (Состав воздуха.)

Тема «Химические реакции»

I. Найдите ошибки в уравнениях:

Na + HBr = NaBr + H

Fe + 2HCl = FeCl 3 + H2O

II. Дописать реакции:

.... + H2S = MgS + H2

CaO + ..... = Ca(NO3)2 + ......

Тема «Состав кислот. Соли»

Найдите и исправьте ошибки в формулах солей:

K2SO4, Ca2(SO4)2, AlNO3, Fe3PO4.

Для активизации познавательной деятельности учеников на уроке я использую различные методические приемы. Самый эффективный способ - организация дидактических игр. Дидактические игры целесообразны прежде всего при изучении тем, которые недостаточно обеспечены химическим экспериментом. Тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» требует запоминания множества новых понятий, включения абстрактного мышления учащихся. Чтобы помочь преодолеть трудности, я использую различные дидактические игры, головоломки, ребусы.

Игра «Поймай свой хвост»

Цель: выучить названия и символы основных химических элементов.

Правила: у каждого ученика (а принимает участие весь класс) - комплект карточек, на которых с лицевой стороны написан символ, а с изнаночной - русское название химического элемента. Первый ребенок (это может быть человек, сидящий за первой партой правого ряда) встает и поднимает одну из своих карточек, поворачивает ее символом в сторону класса, читает символ, произносит название данного элемента (например, О - кислород) и остается стоять с поднятой карточкой. Далее встает учащийся, сидящий рядом, повторяет название первого элемента, поднимает свою карточку и произносит название (например, О - кислород, Р - фосфор). Затем встает третий ученик, повторяет, глядя на поднятые символы, первые два элемента и добавляет свой (например, О - кислород, Р - фосфор, С - углерод).Так происходит до тех пор, пока все ученики не поднимут по одной карточке. Последний должен прочитать и произнести названия всех показанных символов химических элементов. Те ребята, которые не смогли вспомнить названия, выбывают из игры.

Игра «На одну букву»

Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.

Правила: подберите по памяти как можно больше названий химических элементов которые начинаются на какую-нибудь букву, и запишите их символы. Например, на букву «К» - калий, кальций, кислород, кремний, кобальт, кадмий, криптон, ксенон. Время следует ограничить, например одной минутой.

Игра «Добавьте букву»

Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.

Правила: написаны слова, к ним нужно добавить букву или слог в начале или в конце слова так, чтобы образовалось название химического элемента. Например, бар - барий, ром - бром, хром, род - водород, кислород, углерод, желе - железо, лото - золото, маг - магний, три - натрий, ребро - серебро.

Химические ребусы

Цель: выучить (повторить) названия и знаки химических элементов.

Правила: на доске написаны знаки химических элементов, под каждым знаком стоит одна или несколько цифр. Чтобы узнать зашифрованное слово, необходимо заменить цифры буквами из названий соответствующего элемента, буквы из названия следует брать в порядке стоящих под ним цифр. Например,

1. (Ломоносов) Li B Mg N Ne O H

1 2 1 3 1, 3 3, 5 1

2. (реторта) Ag F Сo Al

3, 4 2, 3, 4 7 1

3. (явление) As H C Na He

5 1 3, 4 1, 5 2

Ученики получают кубики, на гранях которых изображены рисунки - ребусы (см. рис). К кубикам даются задания:

1. Назовите химические элементы.

2. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы 5-го периода.

3. Назовите металлы.

4. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы, входящие в семейство лантаноидов.

5. Назовите химические элементы и укажите элементы-неметаллы.

6. Запишите названия химических элементов и номера рядов, в которых они находятся.

Предварительно объясняю порядок составления ребусов.

1. Если перед рисунком или после него стоит запятая, то от названия отбрасывают букву в начале или в конце слова, если две запятые, то две буквы.

2. Если рисунок «вверх ногами», то его читают справа налево.

3. Если под картинкой цифры, то читать следует только те буквы в слове, которые соответствуют этим цифрам. Если над рисунком стоят зачеркнутые цифры, то буквы, соответствующие им, не читают.

4. Если две буквы написаны в третьей, то они читаются последовательно.

Такие задания вызывают у детей интерес к предмету, делают процесс заучивания необременительным и даже приятным и вносят разнообразие и некоторую мажорную ноту в учебный процесс.

Для следующей головоломки использую обыкновенные спички.

Из 28 спичек один раз убрать 8 штук, два раза по 7 штук, чтобы рамки превратились в буквы и составили слова, обозначающие названия химических элементов.

Ответ: сера, уран, неон.

Еще одна головоломка.

Перед вами названия рек России: Урал, Сура, Шилка, Онега, Волга, Десна, Истра, Двина, Витим, Мойка, Нева.

Переставьте в каждом из них буквы в любом порядке и замените одну-две буквы так, чтобы в итоге получились названия химических элементов. Рядом напишите их символы.

Ответ: уран, сера, калий, аргон, олово, сера, астат, титан, литий, калий, неон.

Один из важнейших приемов развития логического и творческого мышления - тесты. Тесты группировки могут быть использованы для формирования мотивации на первых уроках химии.

Задание: выпишите в отдельные столбцы названия веществ: медь, железный гвоздь, кусочек мела, капля воды, сахар, железо, медный колокол, сера, химическая колба, золото, древесная стружка, уксусная кислота.

От учеников требуется знание определения простого и сложного вещества, отличия простого вещества от химического атома.

Во время повторения в 9-м классе курса 8-го использую тесты дополнения, характеризующиеся предельно лаконичными и однозначными формулировками.

Задание - заполните пропуски:

«Оксиды, взаимодействующие как с основаниями, так и с кислотами с образованием соли и воды, называются...»

«В периодах с возрастанием порядкового номера химического элемента свойства неметаллов...»

Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта. На каждый вопрос возможны два ответа: «Да» (в этом случае дети рисуют ^) и «Нет» (учащиеся рисуют прямую линию).

Тесты выборки обычно оформляю на карточках.

Задание. Выберите правильные ответы.

1. Металл, занимающий первое место по электропроводности: а) натрий, б) калий, в) рубидий, г) серебро.

2. Металл-жидкость:

а) ртуть, б) хром, в) марганец, г) молибден.

Галина РАГЗИНА, учитель химии и биологии ширинской основной школы №17, Республика Хакасия