Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оборудование

1) персональный компьютер для каждого ученика;

2) дополнительная литература по законам логики и работе в Microsoft Excel (вставка функций);

3) материалы «дела» на столе у каждого ребенка;

4) ватман, цветные маркеры.

Ход урока

1. Организационный этап Учитель приветствует детей.

2. Целеполагание

Учитель: Сегодня вы будете выступать в роли следователей. У каждого на столе лежит папка с делом. Вы должны выяснить все обстоятельства дела и выявить виновного.

3. Изучение документации по делу

Учитель: Начнем работу с делом №538. Откройте папки. Первый документ, который необходимо изучить, - «Акт обследования места происшествия» (приложение 1). Составьте план работы по расследованию данного происшествия.

План работы:

1) осмотр места происшествия;

2) опрос свидетелей;

3) выдвижение версий расследования;

4) выявление виновника происшествия;

5) допрос обвиняемого;

6) проверка сведений;

7) закрытие дела ввиду отсутствия состава преступления или передача дела в суд.

4. Изучение протокола опроса свидетелей

Учитель: Давайте ознакомимся с показаниями свидетелей дорожно-транспортного происшествия (приложение 2).

- Что прояснилось в данном деле после опроса свидетелей? Или, может, они нас запутали? Что делать дальше?

Дети продумывают план действий для установления истины:

а) Составить логическое выражение, используя протокол опроса свидетелей (разбивка на простые высказывания и составление сложного) и сведения, которые выяснились при дальнейшем расследовании дела:

А={Машина - «жигули»}

В={Первая цифра номера - 1}

С={Машина - «москвич»}

D={Первая цифра номера - 7}

E= {Машина - иномарка}

F={Первая цифра номера не 1}

Высказывания B и F противоположны. Заменим F на (не В).

б) В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо марку машины, либо только первую цифру номера машины.

в) Составить таблицу истинности и рассмотреть всевозможные варианты. (Работа на компьютере в программе MS Excel).

5. Работа с электронной таблицей Microsoft Excel

Учитель: Сколько истинных значений получилось при решении логической задачи? (Приложение 3.)

Дети составляют таблицу истинности, используя законы логики и возможности программы Microsoft Excel, выявляют истинные значения логического выражения.

Учитель: Как определить истинного виновника происшествия?

Дети: Рассмотреть все возможные комбинации истинных результатов исследования, проанализировать исходные (простые) высказывания и исходя из противоречий определить марку машины и истинного виновника происшествия.

6. Изучение протокола допроса обвиняемого, работа с программой Microsoft Excel по проверке сведений, полученных от подозреваемого

Учитель: Виновник происшествия установлен. Нужно его допросить. Ознакомьтесь с протоколом допроса подозреваемого в совершении наезда (приложение 4).

- Подозреваемый свою вину отрицает. Может быть, он не виноват?

Чтобы проверить истинность высказываний подозреваемого, надо проверить работу светофора:

1. Изучить его логическую схему.

2. Составить логическое выражение.

3. Составить таблицу истинности. Работа в MS Excel (приложение 5).

4. Выявить ложь или подтвердить истину высказываний подозреваемого.

7. Передача дела в суд или закрытие дела за отсутствием состава преступления

Ребята делают вывод о виновности подозреваемого. Решают, что он виновен.

8. Рассмотрение дела в суде и создание схемы голосования

Учитель: Подсудимый изъявил желание, чтобы его судил суд присяжных. Суд присяжных состоит из трех рядовых членов и председателя.

Постройте электрическую цепь для тайного голосования. Оно производится следующим образом: каждый присяжный при голосовании «за» (виновен) нажимает кнопку. Лампочка зажигается в случаях, если предложение набрало большинство голосов или число голосов «за» и «против» равное, но за предложение подан голос председателя.

Ученики работают в мини-группах - создают электрическую схему для тайного голосования судом присяжных. Необходимо:

1) составить логическое выражение и, используя законы логики, упростить его;

2) по логическому выражению составить электрическую (переключательную) схему для тайного голосования;

3) рассмотреть предложенные варианты переключательной схемы для тайного голосования и сравнить с правильным решением данного логического выражения (правильная схема выводится для обозрения на интерактивной доске).

Учитель анализирует допущенные ошибки.

9. Итог урока

Учитель: Каковы шансы, что подозреваемого оправдают?

Ребята должны рассмотреть всевозможные варианты голосования и проанализировать, в каких случаях подозреваемый будет оправдан, а в каких обвинен.

Виктория БУТОРИНА, учитель информатики и математики средней школы села Байкалово

Тобольский район, Тюменская область

P.S. Разработка публикуется с сокращениями некоторых приложений.