Подготовка к уроку

Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от своего настроения и состояния, что позволяет учителю построить шкалу настроения, подобрать методы и приемы для положительного настроя и создания комфортной атмосферы.

Ход урока

1. Организационный момент. Положительный настрой на урок.

2. Объявление темы и цели урока.

Учитель: Мы будем учиться видеть орфограмму, ту часть слова, в которой она находится, различать орфограммы, применять правила, используя разные способы проверки, алгоритмы, в том числе и рифмованные.

Сегодня мы с вами отправляемся на корабле «Пятерка» в космическое пространство Орфография.

3. Здоровьесберегающий метод «хохочущих фотографий».

Учитель показывает «хохочущую фотографию», в центре которой он сам, вокруг хохочущие ученики. Под влиянием «смеющихся» портретов у детей меняется восприятие самих себя, поведение, отношения с окружающими. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!».

Учитель: Давайте посмотрим на наш «хохочущий» экипаж. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными.

4. Старт.

Учитель: Зайдите на борт корабля. Надеть шлемы, пристегнуть ремни. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!

5. Давайте сыграем с вами в игру «Хлопни в ладоши».

Цель: выделить на слух слова с нулевым окончанием.

Учитель быстро читает слова. Учащиеся хлопком отличают слова с нулевым окончанием.

Космос, Вселенная, космонавт, планета, Земля, астероид, комета, звезды, сплошь, галактика, вскачь, созвездие, вверх, солнце, облака, ураган, ветерок, корабль, повел.

6. Фонетическая зарядка.

Учитель: Центр управления полетом предлагает профонетироваться (индивидуальные задания, 5 человек по карточкам, 2 человека у доски).

Фонетический разбор слов:

1) звёздная 2) комета

[звоз - наiа] [кам’эта]

В это время весь класс выполняет синтаксический разбор.

7. Синтаксический разбор.

Корабль оторвался от земли и летит в открытое пространство.

(Повест., невоскл., прост., двусост., распрост., полн., ослож. однород. чл. )

8. Работа с текстом.

Учитель раздает листы с текстом.

- Ребята! Сейчас мы с вами в роли докторов. Лечить мы будем слова. Как у людей есть голова, руки, ноги, так и у слов есть части: приставка, корень, суффикс, окончание. Диагноз - правило. А что будет рецептом?

Дети: Проверочное слово.

а) Игра «Третий лишний». Вставь пропущенные буквы. Найди «Третий лишний».

Учитель: Как проверить безударную гласную?

- Какие способы проверки вы знаете?

а) быстро разв_валось;

хорошо прив_лось;

разв_валось по ветру;

б) к_рмить, н_чной, зап_х;

в) уд_вление, по_вления, пл_сать;

г) пос_дел с горя, зас_делся, заб_жал;

д) л_сной, л_сичка, стр_ла.

б) Игра «Спасательный круг».

Учитель: А сейчас представьте, кто-то станет тонуть в космическом море. Что может спасти?

Дети: Спасательный круг.

Учитель: Что будет спасательным кругом, если мы сомневаемся в написании безударной гласной?

Дети: Проверочное слово.

Учитель: Используя тест, вы будете передавать по классу «спасательный круг», называя проверочные слова (устно) (см. рис. 1).

9. Мнемонические приемы запоминания.

Цель: облегчить процесс запоминания непроверяемых слов, устанавливая ассоциации.

Учитель: Впереди комета Узелки на память. Кто жители этой планеты?

Дети: Слова с непроверяемыми гласными и согласными.

Учитель: Что делать в случае встречи с ними?

Дети: Запомнить или обратиться к орфографическому словарю.

Учитель: На помощь нам придут мнемонические приемы. Запомним, устанавливая ассоциации.

Посмотрите на изображения (см. рис. 2). Например:

КОРЗИНА - пишется через О, забыли - загляните в корзину. Другие сюжеты:

ШОФЁР - вспомните форму руля и запишите слово правильно.

ПАЛАТКА - в этом слове будем писать букву, внешне напоминающую палатку.

ГАЛЕРЕЯ - пишется одна Л. Под крышей этого здания находятся картины. Первая Л явилась с крыши, второй взяться неоткуда.

АЛЛЕЯ - это дорожка, по обе стороны которой посажены деревья. Две буквы Л!

10. Цветочная поляна.

Дети выбегают по очереди к доске, срывают «цветы» из бумаги, на них словарные слова с пропущенными буквами. Класс записывает.

11. Рыбалка.

Задание: дети выбегают по очереди к доске, срывают «рыбку», на ней словарное слово. Ребенок называют слово. Класс проверяет по орфографическому словарю.

12. Релаксация.

Звучит космическая музыка.

Учитель: Закройте глазки. Примите удобную позу, расслабьтесь и постарайтесь представить, увидеть и почувствовать. Мы вылетаем в космическое пространство. Море звезд, планет, комет, метеоритов. Впереди - красная звезда. Весь негатив, все проблемы и переживания сбросьте на нее, чтобы они сгорели дотла. Не касаясь огня, мы движемся вперед. Впереди метеоритное облако, потрогайте, какое оно мягкое, пушистое, полежите на нем, почувствуйте его мягкость, воздушность. Справа - голубая планета. Почувствуйте свежесть и прохладу, которая исходит от нее. Легкий ветерок обдувает ваши лица. Слева - желтая комета. Она теплая. Почувствуйте ее тепло. Впереди - зеленая планета. Зеленый - цвет спокойствия. Вам легко. Вы не чувствуете тяжести, тревог. Ощущение полета бабочки. Чувство спокойствия и удовлетворения. Я буду считать от 5 до 1. Когда услышите цифру 1, откройте глаза.

13. Футбол.

Учитель: Мы на планете Согласных. Жители этой планеты любят играть в футбол, но делают они это руками. Посмотрите на свои листы с тестами.

Ваша задача поймать руками шар, назвать корень, слово, букву, которые вы вставляете, и проверочное слово.

а) (д/т) ло__ка, кла__, чу_кий, жи__кий, ре__кий;

б) (з/с) ре__кий, ни__кий, про__ьба, ука__ка, ре__ьба.

14. Выборочный диктант (с комментированием).

Задание: выбрать слова с непроизносимыми согласными. Выписать эти слова.

Прелес__ный, ус__ный;

напра__ный, дворня__ка;

здра__ствуй, ло__кий, чес__ный, мес__ный.

Учитель: Говорит радиоузел корабля «Пятерка». Отстегнуть ремни, всем встать.

15. Космическая физминутка. Гимнастика для глаз и шейного отдела.

16. Задание «В тетради Пети Двойкина».

Учитель: Впереди «звезда двоечников». Сделаем остановку?

На доске слова с ошибками.

Учитель: Побываем в роли учителей. Найдите ошибки и объясните их причины:

садился

паподание

пашёл

полоскать кота.

17. Минута смеха.

Учитель рассказывает смешные случаи на уроках.

Учитель: Весело на этом созвездии, но нам нужно отправляться в полет. Впереди - планета Мягкая.

Повторение обобщающей орфограммы «Ь после шипящих».

18. Самостоятельная работа. Мгновенная проверка.

Опережающее обучение. Знание на вырост (обобщающая орфография).

Задание: писать слова не нужно, по горизонтали проставьте цифры от 1 до 10. Я называю слова под соответствующим номером. Если нужен мягкий знак - пишите, нет - ставьте прочерк (см. рис. 3).

19. Взаимопроверка.

Учитель: Поменяйтесь листочками. Проверьте. Правильные ответы я продиктую. Выставьте оценки по системе оценивания.

Впереди - комета Окончаний.

20. Орфографическая дуэль.

К доске приглашаются два человека, им по очереди дают право «сделать выстрел» - объяснить написание Е в окончаниях глагола.

Борется, ходит, сеет, видит,

лепить, бреет.

Подводятся результаты дуэли.

21. Итог урока. Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель: Вы замечательный экипаж. Я ценю ваши усилия.

Наталья КИРЮХИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №5, Сызрань, Самарская область

а) св__ла (________ ) гнездо;

св__ла (________) с тропинки;

б) пол__скать котенка (_________);

пол__скать (____) белье;

в) прим__рение (______);

прим__рять (_________ ) костюм;

г) сп__шит (_______) на работу;

спиш__те (_____________) правильно;

д) ж__знь (________), ш__рокий (____), ш__ны;

е) б__льшой (______), подхв__тил (___________);

ж) ост__новка (_______), м__ленький _________);

з) н__бесный (__________), пр__лестный (_______);

и) цв__тной (__________), д__лёкий (___________).