Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Конкурс как посыл

Идея совместного проекта появилась у приятелей-историков довольно давно, в 2001 году, когда Сергей попал на финал всероссийского конкурса «Учитель года России-2001» в качестве победителя от Тамбовской области, а Дмитрий оказался там как его сопровождающий. Сергею Константиновичу пришлось давать открытый урок на тему «Дворянин и буржуа - столкновение двух эпох». Урок был посвящен сравнению видов мировоззрения, мышления средневекового аристократа и буржуа и был довольно сложен даже для старшеклассников. Сергей Лямин вспоминает: «Хотелось в упрощенной форме изложить основные постулаты протестантской этики Макса Вебера. Для этого мы сделали схематичное изображение основных понятий этого урока. После занятия другие участники конкурса, члены жюри нам подали идею: а что если сделать книгу-альбом, который состоял бы из красивых, красочных, оригинальных, необычных, ярких схем и позволял решать некоторые актуальные для концентрической системы проблемы?» Такой альбом пока не появился в печати, но материалы для него собраны обширные - в проекте уже более 70 тем. Схемы-метафоры апробированы в школах, в вузе. Проект ориентирован на старшеклассников, эффективен для преподавания истории и обществоведческих курсов студентам неисторических факультетов вузов, а также пригодится методистам и авторам, которые занимаются разработкой обществоведческих курсов. Кстати, схемы тамбовских педагогов можно использовать не только на занятиях по истории, они пригодятся учителям социологии, политологии, экономики.

Как приготовить яичницу?

Ну а теперь перейдем непосредственно к схемам. Для начала надо, наверное, показать, как они выглядят, и объяснить, как работают.

Рисунок 1. Дмитрий Жуков объясняет его так: «Речь идет о развитии колониальных империй и о становлении мировой капиталистической системы. Мировая капиталистическая система, сложившаяся в новое время, изображена здесь в виде яичницы. Чтобы приготовить яичницу, нужно разбить яйцо. Яйцо - традиционные общества, ведущие натуральное хозяйство, замкнутые, самодостаточные, не имеющие стимулов к сотрудничеству с нарождающейся капиталистической системой. Колониализм - нож, который разбивает эти яйца, то есть это насильственный способ первоначальной интеграции традиционных обществ в систему мирового разделения труда».

Рисунок 2. Дмитрий Жуков комментирует: «Абсолютизм в Западной Европе в XVI-XVIII веках». Здесь есть текстовое сопровождение, в котором кратко поясняется смысл изображенного: фигура короля возвышается, балансируя на противостоянии двух других фигур - пешки и ладьи. И действительно, абсолютизм возвышался, играя на противоречиях буржуазии и дворянства. Положение короля в этом случае было весьма шатким».

Рисунок 3. Несколько слов от Дмитрия Жукова: «Буржуазия и абсолютизм в эпоху революции нового времени»: пуля, движимая порохом, пробивает мишень и сама после этого взрывается. Мишень - феодальные порядки. Опираясь на буржуазию, абсолютизм отчасти, против своей воли, объективно демонтирует феодальные порядки. Но в конце концов сам уничтожается новым восходящим классом».

Как видите, каждая тема проекта состоит из трех частей - сама схема, графический образ, графическая метафора плюс два комментария: содержательный, краткое изложение теоретического материала, и метафорический. Метафорический комментарий, как своеобразный «мостик», соединяет визуальный образ и смысл, изложенный в содержательном комментарии.

Шок - это

по-нашему...

Одна из проблем, которую призваны решить метафоры, считает Сергей Лямин, - объяснить ребятам серьезные теоретические понятия и одновременно дать надежную фактологическую базу. То есть схемы не только наглядно демонстрируют логику исторических процессов, иллюстрируют основные исторические понятия. «Мы стремились в необычной шокирующей форме преподать ученикам очень сложные смысловые схемы». Авторы проекта убеждены: «В школу необходимо вернуть теорию. Факты без теории лишены смысла, они мало что дают нашим ученикам. Однако ученики не воспринимают теоретические построения без иллюстраций. В своих теоретических схемах мы попытались воплотить и некую сумму фактов».

Сергей Лямин и Дмитрий Жуков поставили перед собой еще одну важную цель - компенсировать ЕГЭ-ориентированность современного школьного образования. «Изучение истории в школе очень часто превращается в сумбурное проговаривание учителем и заучивание учеником бессвязной совокупности фактов. Это образование, лишенное осмысления истории как таковой», - считает Дмитрий Жуков. Схемы тамбовских ученых заставляют ребят думать, осмыслять полученную информацию, включать смысловую, а не механическую память. Метафоры демонстрируют целостные смысловые конструкции. Работая над ними, ученик учится находить связь фактов и смыслов - развивает важный навык!

Но, конечно, здесь в полной мере эксплуатируется и так называемое визуализированное ассоциативное восприятие реальности. Известно, что современные дети, подростки лучше воспринимают и качественнее запоминают не слова, а образы. К тому же мы живем в эпоху информационной перегрузки. Компактно свернуть информацию - значить облагодетельствовать усталого ребенка.

Срабатывает «эффект необычности» - схемы слегка шокируют неподготовленного зрителя, вызывают любопытство. Запоминание через необычное - известный мнемонический прием.

Как можно на практике использовать этот проект? Как способ или элемент изложения темы, повод для диалога преподавателя и учеников и материал для самостоятельного изучения темы школьниками.

Кстати

Нам интересно ваше мнение о проекте «Метафоры мировой истории» и о путях его развития, уважаемые читатели. Подробнее с проектом вы можете ознакомиться на сайте http://www.ineternum.ru/, раздел «Мероприятия»«Проекты». Там же вы найдете контакты Дмитрия Жукова и Сергея Лямина.