Цель: создать систему информационного и воспитывающего воздействия на участников образовательного процесса, позволяющую сделать выбор в пользу здорового образа жизни на основе самопознания и самоопределения.

Главным продуктом нашей деятельности в этом году стала Карта просвещения по вопросам здоровья, разработанная О.И. Крошкиной и Н.А.Трапезниковой. Карта послужила методологической основой деятельности педагогов в вопросах формирования понятия «здоровый образ жизни» и выработки здорового жизненного стиля по следующим направлениям:

правила личной гигиены;

здоровое питание;

роль двигательной активности в жизни человека;

способы избежать зависимостей;

культура гендерных отношений;

самопознание и самосохранение.

Разработан общешкольный проект «На пути к здоровому образу жизни», создан комплект просветительских материалов по ведущим темам (буклеты, плакаты-антирекламы, сценарии радиопередач).

Просветительская работа сочеталась с традиционными классными часами, которые проводились два раза в месяц в рамках «Школы здоровья» и «Школы нравственности». В помощь педагогам были разработаны сценарии классных часов в различных формах, включая ситуативные и ролевые игры.

Просветительские акции прошли в виде театрализованных представлений - «Путешествие в город чистоты и порядка», «Советы Мойдодыра», спортивно-оздоровительных праздников - «Зов джунглей», «Богатырские забавы». Принцип разновозрастного формирования групп помог участникам осознать единство общей цели.

Из учеников 9-10-х классов сформирована волонтерская группа, ребята запустили международный проект «Танцуй ради жизни» в Юго-Восточном автономном округе.

Школу мы оформили с помощью информационных стендов «О культуре и гигиене приема пищи», «Здоровый рацион», «Роль движения в жизни человека», «Правила личной гигиены для младших школьников», «О ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни», «Наш путь к здоровью».

Мы сегодня не говорим о роли двигательной активности. Большую просветительскую роль сыграла программа доктора медицинских наук С.М. Бубновского «Физкультура без освобождений». Согласно программе каждое движение при выполнении упражнений на тренажерах и суставной гимнастики сопровождается пояснением учителя о процессах, происходящих в скелете, мышцах, организме в целом, поэтому каждое движение выполняется осознанно. А информация о негативных последствиях сидячего образа жизни побуждает ребят более ответственно относиться к своему здоровью как ресурсу качественной, полноценной жизни.

Год экспериментальной работы внес коррективы в сознание и поведение учителей. И пусть команда активных сторонников эксперимента не выросла численно, но готовность подавляющего большинства работать над собой личностно и профессионально дорогого стоит. Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии открытого образования, т.е. технологии здоровьесберегающей организации образовательного и воспитательного процессов воспринимаются сегодня педагогическим коллективом как осознанная необходимость. К числу положительных результатов стоит отнести и то, что число курящих учителей нашей школы сократилось с 9 до 1.

Болевая точка нашей деятельности - работа с родителями. Как показал вводный мониторинг, меньше всего родители информированы в вопросе понимания сущности здоровья и здорового образа жизни (28 процентов респондентов). Мы решили, что мамам и папам помогут просветительские лекции специалистов. К нашей радости посещаемость лектория постепенно растет.

Елена ЖИВИЛКОВА, директор московской средней школы №921; Анжела АДАМИЧ, ответственная за экспериментальную работу