Наш педагогический коллектив уверен: здоровье детей зависит не столько от школы, сколько от происходящих в стране социально-экономических преобразований, но начинать процесс сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения необходимо со школы. Следует усовершенствовать технологию обучения школьников здоровому образу жизни.

После разностороннего изучения вопроса были выявлены основные проблемы:

- Низкий уровень культуры здоровья учеников, недостаток знаний по вопросам здоровья; школьник, не умеющий заботиться о себе, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи.

- Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; любой предметник, который разбирается в вопросах здоровья и осознает значимость этой проблемы, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья.

- Низкий уровень сотрудничества с родителями учеников по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Здоровый образ жизни, которому учат школьника, может поддерживаться дома - и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием - или игнорироваться, оставаясь для школьника абстрактной информацией.

В рамках инновационной деятельности сформулированы основные направления работы:

- создание стройной системы непрерывного образования всех учеников по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающей как самостоятельный предмет (уроки) по тематике здоровья, так и включение этих вопросов в содержание других предметов;

- организация непрерывного повышения квалификации всех учителей и специалистов школы по вопросам здоровья;

- организация обучения родителей, основанного на индивидуальном подходе;

- использование возможностей блока дополнительного образования, использование нетрадиционных форм работы (исследовательская, проектная деятельность).

Уже к концу первого года были разработаны интегрированные уроки по русскому языку, чтению, математике для 1-4-х классов. Несколько примеров интеграции вопросов здоровья и математики, а также русского языка.

Н.В. ПАНТЮШИНА (математика, 4-й класс)

Тема урока 1: Нахождение части от числа и числа по части.

Цель: Разумное употребление в пищу мучных продуктов.

Условие задачи: Буханка хлеба весит 1 кг. Найди вес одного куска, если буханку разрезали на 20 порций.

Тема урока 2:

Умножение многозначного числа на однозначное число.

Цель: Изучение потребности человека в воде.

Условие задачи: Человеку в зимнее время для утоления жажды достаточно 2 литра воды в день, в жаркое - 3 литра. Насколько больше литров воды выпивает человек за три летних месяца, чем за три зимних? (Произведи расчеты для високосного года.)

О.А. БУЧНЕВА (русский язык, 4-й класс)

Тема урока: Однородные члены предложения.

Цель: Закрепить знания детей о том, почему нельзя играть на проезжей части.

Жарким летним днем малыши выходят во двор. У них самокаты, велосипеды, мячи. Сколько интересных игр можно придумать! Началась игра. Вот разогнались ребята и весело покатили по дороге. Но тут раздался свисток. Это постовой остановил ребят. Нельзя ездить по дороге, для игр есть другое место!

Комментарий: Вы знаете, что ребята сделали неправильно? А как надо было поступить?

Мы продолжаем включать вопросы здоровья в программу средней и старшей школы и надеемся к окончанию эксперимента сделать программу образования в области здоровья непрерывной, преемственной и высокоэффективной.

Надежда ПРОНИНА,

директор московской средней школы №475;

Ирина МОЛОДЦОВА, ответственная за экспериментальную работу