Дети, имеющие нарушения осанки, выше своих сверстников в среднем на два сантиметра. При высоком росте эти дети обладают повышенной гибкостью на фоне сниженной способности координировать свои движения. Это сочетание подтверждает предположение о том, что нарушение осанки с биомеханической точки зрения - форма сохранения равновесия.

Задержка развития мышц плечевого пояса и брюшного пресса характерна для всех детей независимо от формы осанки, что указывает на высокий риск нарушения осанки у всей популяции школьников.

С искривлением позвоночника во фронтальной плоскости связано двустороннее плоскостопие.

Однако осанка - показатель в том числе и психических особенностей человека. В нашем исследовании обнаружена связь между нарушениями осанки и ситуацией в семье, где воспитывается ребенок. С точки зрения школьников, имеющих нарушения осанки, семейная среда враждебна, отцы не проявляют к ним интереса, а матери непоследовательны в своих требованиях. Подростки постоянно находятся в состоянии тревожного ожидания низкой оценки их деятельности и наказания родительским отвержением. Как следствие - повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности. Отсутствие позитивного интереса со стороны отца дополнительно повышает уровень тревожности ребенка. Еще два фактора риска - неполная семья и высшее образование матери.

Дети с нарушениями осанки имеют более высокий уровень личностной тревожности по самооценочной и межличностной шкалам. Причем результаты исследования эмоционально-личностных особенностей школьников с нарушениями осанки подтвердили, что «виновата» в этом именно семья, так как уровень тревожности в отношениях с учителями у них достоверно ниже, чем у здоровых сверстников.

Отношения в семье влияют на уровень агрессивности. Дети, имеющие нарушения осанки и воспитывающиеся во враждебной атмосфере, обладают пониженным уровнем агрессивности и негативизма по сравнению со здоровыми сверстниками.

Общая самооценка младших школьников с нарушением осанки не отличается от таковой у здоровых сверстников, более того, они достоверно выше оценивают себя практически по всем шкалам. Исключение составляет шкала «Здоровье», по которой показатели ниже, но не достоверны. Начиная с 7-го класса самооценка детей с нарушениями осанки не имеет достоверных отличий от популяционной, тем не менее во всех возрастах сохраняется тенденция к ее завышению.

Сопоставление самооценки по шкале «Ум» и реального уровня развития вербально-логического мышления у школьников с нарушениями осанки указывает на неадекватность их более высокой самооценки. Видимо, завышаемая самооценка - компенсаторный механизм, помогающий справиться с враждебным домашним окружением и повышенной тревожностью.

Таким образом, рассмотрение проблемы нарушения осанки с междисциплинарных позиций позволяет понять причины неэффективности современных мер профилактики и коррекции. Не умаляя значимости биологических факторов риска нарушения осанки, мы должны больше внимания уделять биомеханическим и психологическим проблемам, формирующим привычную позу ребенка.

Владимир МАЛИН, директор московской средней школы №335; Светлана КУЗНЕЦОВА, ответственная за экспериментальную работу