Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Какие вопросы волнуют учителей? В первую очередь, как изменились цели изучения данного курса и какими средствами возможно их достижение. Согласно действующему стандарту, «изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда».

В этих целях - ключ к пониманию того, каким критериям должен соответствовать учебный материал и каким методическим решениям следует отдать предпочтение для реализации нового стандарта.

Перечисленные цели очень важны, и на первый взгляд трудно выделить среди них самые важные. Однако приоритетными можно считать те, которые касаются развития и воспитания. Именно они определяют формирование информационно-технологической культуры учащихся. А высокий уровень этой культуры предполагает не только знание научных основ информатики, владение современными приемами работы с информацией и умение применить ее в учебной, профессиональной и других сферах, но и информационную деятельность в определенной системе материальных и духовных ценностей.

Содержание обучения, смысловые и эстетические характеристики учебных материалов должны соответствовать цели формирования информационной культуры. И здесь необходимо объединить усилия и учителей, и методистов, и авторов учебников.

Тема учебников нового поколения активно обсуждается, и постепенно формируется представление о том, каким должен быть учебник, способный решить проблемы, встающие перед учителем и учеником в процессе обучения.

Бесспорно, помимо традиционной составляющей он должен включать и электронную, на CD или DVD (предпочтительнее второе, так как DVD обеспечивает достаточный объем для размещения мультимедийных дидактических средств). Что касается содержания, то обе составляющие, ни в коем случае не дублируя друг друга, должны включать учебный материал, который поддерживает все виды занятий, предоставляет учащимся возможность самостоятельной работы и на уроке, и во внеурочное время в удобном для себя темпе. Практические занятия и другие формы деятельности учеников, предусмотренные в учебнике, должны быть разработаны таким образом, чтобы способствовать не только формированию навыков обработки информации, но и устойчивой потребности в производстве новой информации - потребности в творчестве.

Необходимо при этом методическими и дидактическими средствами обеспечить довольно высокий темп обучения, так как объем содержания все увеличивается (в том числе и за счет усложнения информационных технологий и необходимости привести содержание в соответствие с современным их состоянием). Для облегчения этой задачи, стоящей перед школьниками и учителями, необходимы методики, позволяющие реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подход к обучению и отказаться от репродуктивного стиля в организации практической деятельности. Кроме того, нужно свести к минимуму количество лекционных часов, предоставив детям возможность самостоятельной работы с информацией, а также обеспечив оптимальный для каждого ученика и довольно быстрый темп обучения.

Но если в необходимости и эффективности описанных подходов вряд ли сейчас кто-то сомневается, то механизмы их реализации, обеспечивающие к тому же высокий темп обучения, ясны далеко не всем. Представить их можно на примере конкретного учебно-методического комплекта «Информатика и ИКТ» для 8-9-х классов (издательство «БХВ-Петербург», 2007).

Следует отметить, что содержание учебников, составляющих комплект, полностью соответствует новому стандарту и поддерживает такие новые для курса и актуальные для учащихся темы, как обработка видео и звука, трехмерное моделирование и проектирование, интерактивная анимация, основы объектно-ориентированного программирования. Кроме того, сюда включены такие вопросы, которые явно не присутствуют в стандарте, но чрезвычайно важны для формирования у учеников полноценного представления о современном уровне и перспективных направлениях развития информатики и компьютерных технологий (например, системы искусственного интеллекта, нейрокомпьютеры и так далее).

Комплект состоит из двух частей: традиционной, бумажной, - учебника и практикума и электронной - на DVD. Они дополнены методическим пособием для учителя и прилагаемым к нему СD, который дополняет методические рекомендации видеосюжетами, поясняющими, как «вписать» электронный учебник в канву урока, а также тестовым комплексом для контроля знаний.

Все эти компоненты не дублируют, а взаимно дополняют друг друга. В традиционной части отсутствуют те учебные материалы, которые целесообразнее разместить в электронной. Например, текстовые описания приемов работы в различных приложениях исключены из обычного учебника и заменены обучающими видеосюжетами на диске. Мультимедийные тесты для контроля и самоконтроля разных сценариев, демонстрационные видеосюжеты, материалы для практических работ, примеры документов разных приложений и модули кодов программ размещены на DVD. Ученические мини-проекты к каждой теме также возможно разместить только на диске.

Такое оптимальное распределение учебных материалов между обычной и электронной частью позволяет сделать обычный учебник более компактным, а весь комплекс - обеспечивающим учителя и ученика самыми современными учебными материалами.

О содержании учебника можно судить уже по его обложке (рис. 1). На ней вместо абстрактных рисунков или неких традиционных обобщений - коллаж из фрагментов учебных материалов, дающий представление о том, с чем ученик встретится на страницах этого учебника и в его электронной части. Что касается цветового решения, то оно подобрано в соответствии с рекомендациями психологов (оптимистичность, визуальная привлекательность и так далее).

Наивно полагать, что ученики будут читать длинные тексты, написанные сухим, невыразительным языком и изобилующим канцеляризмами. Но есть ли вообще средства заинтересовать современных школьников содержанием учебника? Хочется надеяться, что да. Нынешние дети достаточно прагматичны, поэтому им нужно предложить что-то практически полезное и необычное. При этом необходимо проявить деликатность и уважение к накопленному ими багажу знаний, не игнорировать, а опираться на него. Именно поэтому в учебниках, входящих в комплект, материал изложен в занимательной форме, содержит большое количество интересных фактов.

Очень важно, чтобы учебные тексты были «разбавлены» иллюстративным материалом. Следует также иметь в виду, что черно-белые иллюстрации невыразительны и дети их нередко просто игнорируют. Современные книги для многих школьных дисциплин стали полноцветными, но, увы, это в последнюю очередь касается учебников информатики. В бумажной составляющей данного комплекта эта проблема отчасти решена за счет цветных вклеек. Ну и, конечно, наглядность в полном объеме обеспечивает электронный учебник.

Электронная часть комплекса, как и бумажная, имеет четкую структуру и состоит из модулей-разделов: «Информация и информационные процессы», «Компьютер: устройство и программы», «Компьютерные сети», «Технология обработки текстов», «Технология обработки мультимедиа», «Технология представления мультимедиа», «Технология обработки числовой информации», «Технологии поиска и хранения информации», «Создание и публикация сайтов», «Основы объектно-ориентированного программирования» (рис. 2).

Разделы располагаются в такой последовательности отнюдь не случайно. В первом рассматриваются основные понятия информатики, дается научное представление об информации, информационных процессах, подходах к представлению информации, ее измерению и так далее. Во второй включены темы, касающиеся современных средств (технических и программных) ее обработки. Третий раздел посвящен компьютерным сетям, поскольку современные средства обработки информации почти всегда объединены в локальные и глобальные сети, благодаря чему способны удовлетворять информационные потребности современного человека. Следующие разделы посвящены технологиям обработки и представления информации, начиная с текстовой - как наиболее распространенной и востребованной - и заканчивая той, что представлена во всех остальных формах. Завершается курс разделом «Основы объектно-ориентированного программирования», в котором ученики, поднявшись при изучении предыдущих разделов на хороший пользовательский уровень, осваивают современные программные среды.

Каждый модуль-раздел курса в электронном учебнике состоит из глав учебника (в которых представлен мультимедийный учебный материал, включая дополнительный), видеосюжетов (обучающего видеоматериала), практики (практических работ с материалами к ним), тестов (для контроля и самоконтроля), примеров проектов, интерактивного справочника.

Оболочка учебника организована в виде документа HTML-формата. Web-ориентированный подход к организации учебных материалов не случаен. Он позволяет обойтись без инсталляции учебника, объединить учебные материалы разных форматов, организовать интуитивно понятный интерфейс, что упрощает его использование и предоставляет любому учителю возможность при желании без особого труда вносить в учебник свои дополнения. Каждый раздел электронного учебника состоит из нескольких тем, имеющих общее стилевое оформление. Это очень важно не только в эстетическом плане, но и для целостного, системного восприятия курса.

Использование DVD для представления электронной части комплекта обусловлено большим количеством мультимедийного учебного материала (демонстрационных и обучающих видеосюжетов к тестовым и практическим заданиям, разнообразного графического и анимационного материала, примеров). Разнообразие форм представления позволяет сделать его не только содержательным, но, что очень важно, визуально привлекательным и занимательным.

Тщательно подобрать учебный материал очень важно, но, увы, еще недостаточно для получения нужного результата формирования высокого уровня информационной культуры. Одно из главных препятствий на этом пути - недостаточное внимание к развитию самостоятельного творческого мышления школьников. Для его преодоления была разработана методика обучения, в основу которой положена известная в педагогике теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД) - текстуально или графически оформленной модели изучаемого действия.

По предлагаемой методике обучаемый получает неполную ООД (конкретное описание конечного результата действия и его характеристик) в виде заданий для практической работы и соответствующие инвариантные ООД, оформленные не только текстуально или графически, но и в форме видеосюжетов. Из всего этого он сам составляет полную ООД (что соответствует реальным жизненным ситуациям).

При изучении каждой темы часть информации ученику дается не в готовом виде - ему предлагается получить ее из видеосюжетов, справочной системы ОС Windows и тех программ или сред программирования, о которых идет речь в конкретной теме (рис. 3, 4).

Обучающие видеосюжеты на страницах электронного учебника - это «оживающие» картинки, под которыми есть анимированный значок в виде движущейся киноленты. Они помогают быстро освоить приемы работы, в том числе со справочной системой. Кстати, для удобства просмотра любого видеосюжета есть возможность развернуть слайд-страницу учебника во весь экран.

Задания составлены так, что мотивируют к использованию справочной системы, помогая формировать навыки и потребность в ее использовании, умение правильно формулировать запросы и быстро получать искомую информацию, не испытывая неуверенности при освоении новых программ и инструментов при отсутствии конспектов, пособий и руководств. Это помогает также формировать представление о программном обеспечении на системном уровне с точки зрения общности технологических принципов и приемов работы.

Дидактические и технологические средства и формы организации учебных материалов чрезвычайно важны. Обобщая все сказанное, можно сформулировать критерии их выбора:

возможность обойтись без инсталляции, работая со всеми распространенными версиями OC Windows;

простота и удобство интерфейса и для ученика (при работе с учебными материалами, тестировании, выполнении заданий), и для учителя (при объяснении нового материала, в том числе на примерах и видеоматериалах);

минимальные затраты времени и сил на освоение интерфейса, структуры и приемов деятельности;

возможность видеть все разделы курса, их последовательность, что помогает быстро переходить от темы к теме, от одного вида деятельности к другой;

открытость всей системы, предоставление учителю возможности легко и быстро редактировать, дополнять или сокращать учебный материал;

использование технологических приемов и форм представления учебного материала одновременно и в качестве средств обучения, и примеров, демонстрирующих возможности популярных приложений и совместную работу разных приложений (на основе OLE-принципа «связывания и внедрения» объектов).

Действительно, выполненные в разных приложениях MS Office (Word, PowerPoint, Excel, Access) документы, будучи помещены в HTML-оболочку, загружаются вместе с окном своего приложения, сохраняя все свои свойства. Например, презентации не теряют эффекта анимации, переходов слайдов, в них работают гипертекстовые ссылки и управляющие кнопки, а в Excel можно редактировать строку формул. Также можно увеличивать или уменьшать масштаб просмотра текста практической работы или распечатать ее.

Большое количество обучающих видеосюжетов позволяет учителю, например, продемонстрировать информационные процессы, помогает ученику самостоятельно освоить подключение к компьютеру отдельных модулей и устройств (рис. 5) или назначение клавиш (рис. 6), перевод чисел из одной системы в другую (рис. 7), осваивать приемы работы в разных программах (рис. 8) и так далее.

Учитель при этом освобождается от необходимости быть основным источником информации на уроке и лично (иногда многократно) демонстрировать все приемы работы. У него наконец появляется возможность стать наставником, консультантом, приходя на помощь к ученику только тогда, когда тот испытывает затруднения. А это и есть тот самый индивидуальный, личностно-ориентированный подход, о необходимости которого мы все говорим и в необходимости которого уверены.

Людмила СОЛОВЬЕВА, заведующая кафедрой информационных систем и естественных наук

Невского института языка и культуры, Санкт-Петербург

solf55@mail.ru