Студентам не всегда удается использовать необходимую литературу в образовательном процессе. Это может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Кроме того, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь Всемирная сеть. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умение самостоятельно принимать решения.

Стоит, однако, учитывать и существенные недостатки сетевых ресурсов, в частности, недостоверность размещенной на сайтах информации. Как правило, отбор материала для Интернета производится заинтересованными людьми, которые могут излагать факты, придерживаясь только какой-то одной позиции относительно какого-либо вопроса. А поскольку среди посетителей ресурса далеко не все - специалисты, способные сразу же определить достоверность информации, студенты могут просто принять какие-либо установки на веру, поддавшись на убедительность автора. Но этот недостаток активизирует самостоятельную работу студентов, заставляя анализировать и переосмысливать полученный материал для определения уровня его достоверности.

Цель разработки самостоятельных работ с использованием возможностей телекоммуникационных сетей - развитие познавательной самостоятельности студентов и усвоение учебной программы по изучаемой дисциплине. При этом нужно обратить внимание на следующие технологии:

для поиска информации в Сети - использование web-браузеров, баз данных, работа в информационно-поисковых и информационно-справочных системах, автоматизированных библиотечных системах, электронных журналах;

для организации информационного взаимодействия - работа с электронной почтой, участие в интерактивных конференциях, педагогических сообществах студентов и преподавателей;

для реализации интернет-проектов - использование комплекса возможностей глобальной Сети, офисных приложений.

Рассмотрим возможные формы самостоятельной работы с применением ИКТ.

Поиск и обработка информации:

написание и защита реферата-обзора;

анализ существующих рефератов в Сети и их оценивание;

составление библиографического списка;

рецензия на образовательные сайты по предмету и ее презентация;

подготовка фрагмента практического занятия ;

работа с web-квестом, подготовленным преподавателем;

составление тематического каталога образовательных сайтов в соответствии с возрастом учащихся и изучаемой дисциплиной;

анализы планов уроков, размещенных в Сети;

анализ методических разработок по разным предметам.

Организация информационного взаимодействия:

ознакомление с профессиональными интерактивными конференциями, анализ обсуждения рассматриваемых вопросов;

консультации с методистами через электронную почту;

участие в студенческих интернет-конференциях;

регистрация и взаимодействие в образовательных порталах.

Реализация интернет-проектов:

разработка компьютерных проектов на темы, предложенные преподавателем;

разработка и реализация собственных проектов в курсе обучения и на практике.

Хочу добавить, что работа с интернет-ресурсами позволяет активизировать самостоятельную деятельность студентов. Задания, которые даются в учебных заведениях, могут быть построены таким образом, что возникает необходимость обратиться к тем или иным сайтам, чтобы найти дополнительный материал (для написания доклада, реферата, курсовой и диплома), провести поиск или сравнение. К тому же современные ресурсы Сети привлекательны не только наличием разнообразного текстового, но и мультимедийного материала, что повышает заинтересованность студента в образовательном процессе и самостоятельном поиске информации.