На открытии заседания ректор КГУ Мякзюм Салахов сказал о том, что у всех российских вузов общая задача - подготовка «качественно новых, конкурентоспособных выпускников» и общие проблемы - старение кадров и ветшание материально-технической базы. Немудрено, ведь в одном только КГУ работают 75 профессоров старше 70 лет, а учебные технологии классических университетов безнадежно отстают от уровня студентов. Решать эти проблемы необходимо срочно и общими усилиями.

Назвавший себя «консерватором от образования», Олег Смолин пояснил, что он стоит за сохранение лучших традиций советской высшей школы и одновременное использование прогрессивных новаций. В их числе и электронное обучение в России. По его словам, в этой области, несмотря на то, что во всех российских школах появился Интернет, Россия занимает лишь 57-е место среди 65 стран, активно внедряющих высокие технологии. Более того, Китай, Индия, Турция за последние 5 лет обогнали нас в этой области. По данным ЮНЕСКО, среди 70 стран с развитой высшей школой Россия на 38-м месте по развитию человеческого капитала, на

66-м - по состоянию инфраструктуры, на 71-м - по интернет-технологиям в образовании.

Глобальная сеть открывает новые возможности в образовании, но это дело дорогостоящее, и инвестиции в эту отрасль по силам только государствам. В настоящее время лидер в развитии электронного обучения Южная Корея, она предлагает молодежи множество любопытных образовательных проектов. Один из них - «Домашний репетитор» - повышает качество знаний на треть.

Но чтобы Россия могла успешно внедрять электронное обучение, необходима правовая база, разработкой которой и занимается созданный в 2004 году Экспертный совет по электронному образованию и информационным технологиям по главе с научным руководителем МЭСИ Владимиром Тихомировым. К сожалению, как сообщил в своем докладе Владимир Павлович, по уровню законодательного оформления этой сферы Россия в последней десятке среди 100 стран. По его мнению, мы отстали по внедрению прогрессивных технологий от ведущих мировых университетов примерно на 15 лет.

Например, в Южной Корее принято уже законодательство об индустрии е-Learning, без которой невозможно соответствующее обучение. Примеру этой страны следует ряд европейских и арабских государств, Россия же все еще спит. Конечно, это связано прежде всего с тем, что необходимы большие инвестиции. Но при этом, считает Тихомиров, надо помнить, что «экономика, основанная на знаниях, развивается там, где происходит массовое использование знаний». Без электронного обучения невозможен и экспорт российского образования, а это очень мешает продвижению отечественной культуры в мире. Сейчас даже при наличии дистанционных курсов, по нашим законам, студент должен непременно приезжать сдавать зачеты и экзамены в Москву. То есть структура дистанционного обучения не завершена.

Как известно, ЮНЕСКО заявила о создании «парков знаний», предполагающих электронное обучение студентов из разных стран, сотрудничество преподавателей, их совместную работу над научными проблемами. Это также невозможно без высоких образовательных технологий. Результаты совместных исследований будут поступать в технопарки или непосредственно передаваться малому и среднему бизнесу по всему миру. Наряду с парками создаются банки знаний, их цель - организовать эффективный обмен знаниями.

Мы же, выпадая из единых для развитых стран образовательных процессов, теряем бесконечно много, прежде всего конкурентоспособность. По данным ЮНЕСКО, удвоение знаний происходит ежегодно, а без e-Learning невозможно принести сегодня в аудиторию знания, полученные вчера*. В наших технических вузах уже сейчас студентам дают знания 25-летней давности, и с ними выпускники должны прийти на современные производства.

В современном мире университеты быстро трансформируются, появляются сетевые вузы. Недавно организован электронный университет, который создали 30 стран одновременно.

Для того чтобы идти в ногу со временем, по мнению Тихомирова, нужно активно внедрять электронное обучение. Для России, жители которой, стремясь получить образование за рубежом, вывозят из страны три годовых бюджета, это особенно важно. Причем важно понять, что очная форма теперь предпочтительнее для слабых студентов, сильные в состоянии учиться дистанционно в любом из университетов мира.

София САЙГАНОВА, по материалам www.e-vid.ru