Учитель, активно работающий в сети, - не миф...

Альбина КАПИТОНОВА, учитель начальных классов школы №45, Чебоксары, Республика Чувашия:

- Учитель, активно работающий сети, - это современный учитель. Сетевое взаимодействие помогает быть в курсе инноваций. Здорово, когда можно поделиться своими идеями и найти единомышленников, пополнить методическую копилку.

Марина НАЗАРОВА, учитель математики Нижнеозернинской средней школы Илекского района, Оренбургская область:

- Нашу школу подключили к интернету в августе 2007 года. С тех пор жизнь сильно изменилась. Живя в селе и имея небольшой круг общения с учителями по своему предмету, я нашла на портале много друзей. Завязалась творческая переписка. Предоставив свои уроки на обсуждение, получила оценки экспертов и их советы, которые дали возможность взглянуть на свою работу со стороны. Познакомила с сетью и своих коллег. Теперь многие учителя нашей школы следят за работой портала.

Елена МИХАЙЛЕВСКАЯ, учитель истории школы №4, Белгород:

- Миф - это о зарплате, а активных учителей в сети - большое количество: размещают интересные материалы, дают хорошие советы. Учителя в сети - это не директор или чиновники от образования, с которыми не спорят. Здесь можно без «страха» обсудить (согласиться или нет); главное, чтобы экспертиза была конструктивной и критика выражалась в форме советов, а не агрессии.

Павел СМЕРТЮКОВ, заместитель директора, методист по информационным технологиям учебного центра ИПКРО в проекте ИСО, Кемь, Республика Карелия:

- ...но пока и не реальность по большому счету. В предметные сообщества идут, увы, единицы даже из числа тех учителей, которых мы называем творческими. Подавляющее большинство потребляют сетевые ресурсы: скачать картинку, презентацию, документ и так далее.

Фатима БАЙСУЛТАНОВА, учитель информатики школы села Яникой, Кабардино-Балкарская Республика:

- Конечно же, это реальность! И, слава богу, что мы, учителя, проживающие в глубинке, те, кому информация доходила не всегда или очень поздно, получили возможность находить эту информацию не сидя в пыльных библиотеках, а в сети, по своему желанию и требованию!

Татьяна БАЙДАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №3, Амурск, Хабаровский край:

- Проведет учитель 5-6 уроков, проверит пару стопок тетрадей, напишет конспекты на завтра, почту прочитает и - в «Сеть...», на it-n. Столько там нового, интересного, актуального, методически выверенного, в открытой экспертизе закаленного ежедневно предлагается творческому учителю! Ведь у такого учителя как? Шаг вперед - вопрос, еще шаг - еще вопрос... А тропы - то нехоженые, все впервые. Туда ли идешь, с тем ли багажом? Чем мультимедийный урок отличается от обычного? Загляните в сообщество «Современный мультимедийный урок». Там вы и консультацию получите, а главное, - новый путь к развитию творческой мысли. По каким критериям оценить мультимедийную разработку? Оказывается, и это уже отработано уважаемыми коллегами Аствацатуровым Г.О, Гряда Н.Н., Погодиным В.Н. Их Технологическая карта оценивания - очень своевременный и важный документ, необходимый учителю, применяющему ИКТ. Вы увлечены интеграцией на уроке? Вам в it-n на ярмарку ВиЭксМ-2008. Фильм учебный создать? Интерактивный плакат? Туда же! Там столько опыта педагогического, свежего, только-только испеченного! Некоторым институтам переподготовки учителей не скоро все «обнять». Душа прекрасного требует? Есть интереснейшее сообщество «Уроки творчества: искусство и технология в школе». У вас вопросы технического свойства, вам бы научиться в особой программке «поколдовать», чтобы получилось именно так, как это вам надо? Есть «Сообщество творческих учителей информатики». Встретят с любовью, лаской, пониманием и заботой! Научат, подскажут, посоветуют... Вам дали классное руководство и у вас неординарные дети? Есть и для такой учительской аудитории замечательные сообщества классных руководителей и психологов! Где еще можно получить столь исчерпывающую консультацию, если не в it-n? - я не знаю. А в «Сети...» получаю. От коллег - тружеников, знающих и сомневающихся, открытых и доброжелательных. Год учусь, и желание учиться только подогревается. Здесь каждый для себя найдет свою целину.

Жизнь сообществ на портале - только часть огромного айсберга. Уж не пишу о конкурсах, проектах, семинарах, конференциях... Считаю, что наша «Сеть творческих учителей» - проект уникальный, продукт коллективного творческого поиска и труда. Его результаты востребованы ежеминутно тысячами учителей, и не только в России. Какая уж тут мифология? Реальность, несмотря на то, что виртуальность.

Одна из основных целей портала «Сеть творческих учителей» - созидательное взаимодействие. В чем оно проявляется конкретно для вас?

Наталия МАРТЫШЕВА, учитель начальных классов школы №58, Новоуральск, Свердловская область:

- Созидательное общение в сети для меня - это профессиональный рост, «убегание» от выгорания, расширение границ возможностей в учебном процессе.

Елена БОЙКО, методист Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования:

- Ни для кого не секрет, что материалы, размещенные в «Сети творческих учителей», являются самыми актуальными, ценными, востребованными. В них мы находим то, чем живет сегодня учитель, чему радуется, что его тревожит. Очень радует, что в «Сети...» собрались яркие, энергичные, активные люди. Мы учимся друг у друга, несмотря на расстояния, разделяющие нас.

Одно из ноу-хау «Сети творческих учителей» - открытая профессиональная экспертиза педагогического опыта. Готовы ли к этому лично вы и ваши коллеги?

Татьяна КУЛАКОВА, методист школы №31, Тула:

- Обсуждение материала в сети проходит так, что у меня как у автора, есть возможность выбора:

Прислушаться к мнению коллег и скорректировать материал.

Не согласиться с выводами коллег, и аргументированно отстоять свое видение материала.

Вообще пересмотреть материал и, может быть, снять его с экспозиции при явной неудаче или нежелании возиться с доработками.

Просто не реагировать на обсуждение.

Понять, чего не хватает в материале, и увидеть возможные пути исправления.

Нина КОСТАРЕВА, учитель информатики школы №3, Оса, Пермская область:

- Не все готовы к «критике в глаза», или коллеги, щадя наше самолюбие, иногда стараются промолчать о твоих промахах. А открытая профессиональная экспертиза позволяет услышать «замечания и пожелания в заочной форме», причем не одного человека, а нескольких. Это помощь профессионалов, возможность общения с коллегами (как «заоблачно» высокого уровня, так и начинающих) на равных.

Юрий АЛЕКСЕЕВ, учитель истории Окнийской школы Новосокольнического района, Псковская область:

- На мой взгляд, открытая экспертиза публикуемых материалов - одно из самых значимых «открытий» ITN. Ее достоинства: Независимость, потому как вряд ли возможно повлиять на экспертов. Объективность - оценивается работа, а не автор. Как часто мы встречаемся с ситуацией порой неумеренного восхваления труда педагога, почивающего на ранее заслуженных лаврах, на районных и городских МО. Здесь это не проходит. Авторитетность - где еще возможно при обсуждении работы получить комментарий весьма известных и уважаемых специалистов? Обратная связь - автор имеет право (более того - должен!) активно участвовать в обсуждении, и в конечном итоге - право «исправлять или нет, и что исправлять», остается за ним.

Наталья ЕЛЬКИНА, учитель русского языка и литературы первомайской школы №3 имени В.И.Демьянова, Тамбовская область:

- Жалею о том, что во время моей молодости я была лишена подобной возможности общения с опытными, талантливыми педагогами, лишена возможности получать от них дельные и практические советы. Согласитесь, что психологически гораздо проще воспринимаются замечания от людей, с которыми мы не знакомы лично. Потрясает сама фантастическая возможность общаться и обсуждать свои идеи с педагогами огромной страны. Нужно и важно помогать друг другу в нашем творческом и таком нелегком труде. Вместе мы все преодолеем. Ведь нас так много!

Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальные темы и проблемы обсуждаются в «Сети творческих учителей»?

Татьяна ГОЛОВАЦКИХ, учитель иностранного языка школы №35, Полысаево, Кемеровская область:

- Мне нравятся многие темы: ЕГЭ, использование интерактивной доски и ИКТ на уроках. Самое интересное то, что каждый учитель может задать любую тему, которая потом разовьется другими педагогами. Нет, по-моему, ни одной актуальной темы, которая не обсуждалась бы на портале. Достаточно не замыкаться в своем родном сообществе, а попытаться заглянуть в другие сообщества. Ведь каждый из нас не только преподаватель, а еще и классный руководитель, и просто активный человек.

Какую идею вы положили в методическую копилку своего сетевого сообщества? Какая идея коллеги показалась вам наиболее интересной?

Татьяна ФЕОДОСОВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №12, Братск, Иркутская область:

- Наиболее полезными я считаю материалы педсоветов и родительских собраний. Наверное, потому что сама очень в них нуждаюсь. В работе замдиректора подготовка к выступлению на педсовете или собрании занимает важное место. На это всегда тратится много времени. Теперь меньше, потому что у меня есть помощники из всех регионов страны.

Людмила НОСЕНКО, учитель начальных классов гимназии №1, Красный Сулин, Ростовская область:

- В сообщество «ИКТ в начальной школе» я пришла с идеей «оживления» учебника - желанием использовать возможности ИКТ для оптимизации восприятия ребятами содержания, заложенного в школьном учебнике. При этом я и не предполагала, какие возможности откроются мне самой. Технология «горячих зон», которой я обучилась в сети, позволила привнести в электронные презентации возможность интерактивности. Ребятам понравились чувствительные к их прикосновениям, «послушные» буквы, слова, геометрические фигуры, а работа с учебником стала намного продуктивнее. Следующим шагом для меня стала разработка «конструктора» урока, включающего в себя модули для обучения ребят чтению. Я и не предполагала, что эта разработка получит столько положительных откликов коллег! А идея тоже была взята из «Сети творческих учителей»: названия одного из разделов библиотеки. Сейчас меня интересуют технологии использования интерактивной доски и создания интерактивных плакатов. Это «новое прочтение» традиционных учебных плакатов, которые раньше пылились в наших школьных шкафах. В «Виртуальной экспозиции мастерской мультимедийных уроков» наши коллеги представили свои идеи создания интерактивного плаката. Им я обязана рождением своего плаката о способах деления слов на слоги и для переноса. Я благодарна «Сети творческих учителей» за этот «диалог идей» и думаю, что он продолжится».

Считаете ли вы, что сетевое взаимодействие - это новая форма повышения квалификации?

Игорь КАЛИНИН, учитель физики и информатики Еловской школы, Пермская область:

- А почему бы и нет? Я считаю, что повышение квалификации может происходить не только на очных или дистанционных курсах, но и как самообразование, когда учитель сам решает, что ему необходимо в первую очередь. А это ли не повышение квалификации, когда учитель в сетевом взаимодействии учителей-предметников не только ставит свои вопросы, получая квалифицированные ответы (выражаясь языком военных «точечное попадание»), но и может поделиться своим опытом, мыслями?

Наталия МИЛИЕВСКАЯ, учитель музыки мосальской школы №1, Калужская область:

- Я работаю в школе около 30 лет. Много раз проходила разные курсы повышения квалификации: на Украине, в Калужской области, но везде курсы охватывали только учителей своей области, и мы не могли общаться, узнавать о новшествах учителей разных мест. Сетевое взаимодействие - это новая форма не только повышения квалификации, не только общения с учителями всей страны, но и хороший стимул в работе: посмотрел, прочитал, что могут другие, и подумал, как сделать самому.

Елена ШМАКОВА, учитель-логопед вспомогательной школы №2, Волоколамск, Московская область:

- Безусловно - да! Причем это действенное повышение квалификации, а не то, на которое мы зачастую идем (ни для кого не секрет) только ради корочки.

Людмила НИКУЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №9, Ливны, Орловская область:

- Я уверена в этом на все 100 процентов! Портал «Сеть творческих учителей» - это не только новая форма повышения квалификации. Это целая библиотека ЦМР, которая ежедневно пополняется новыми разработками, уроками, проектами. Я являюсь участником сообществ «ИКТ в начальной школе» и «Классный руководитель XXI века». Это помогло мне аттестоваться на высшую квалификационную категорию. Благодаря приобретенному на портале опыту выступала в ОИУУ в этом году, делилась опытом работы и рассказывала о «Сети творческих учителей», приняла участие во многих городских и областных конкурсах. Представляя новые разработки уроков, мероприятий и игр, с нетерпением жду от коллег отзывов, которые и помогают достичь высокого уровня владения ИКТ. Обсуждение разработок ведется настолько корректно, качественно, умело, что позволяет нисколько не бояться выложить свои работы на портале. Ведь здесь среди участников не только опытные педагоги, но и новички, которым в первую очередь нужна помощь и поддержка. И самое главное, что не надо никуда ехать, не надо посещать никакие курсы, а в удобное для себя время работать совместно с учителями, проживающими во всех уголках страны.

В каких конкурсах портала вы участвуете? Что именно предложили на конкурс и что это вам дает?

Николай ТЕРЕЩЕНКО, учитель иностранного языка гимназии №2 Мариинского района, Кемеровской область:

- В 2008 году я принимал участие в ВиЭксМ-2008 в трех этапах. В первом этапе с ЦМР «Хорошо ли ты знаешь англоязычные страны?», во втором - ЦМР - интегрированный урок «Что ты знаешь о кино?» и в третьем - ЦМР - интерактивный плакат «Изобретения, которые потрясли мир». За время участия в выставке я приобрел опыт участия в подобного рода мероприятиях, получил отклики от коллег, мнения и экспертную оценку от компетентных специалистов.

Наталия ВИХРОВА, учитель технологии и МХК школы №27, Чита:

- Была экспертом 2-го этапа ВиЭксМ-2008 . Вопрос интеграции стоял так остро, что мне пришлось выложить свой материал по интегрированным мастерским, иначе вопрос экспертирования, мог стать традиционным: «А судьи кто?». Наша «Сеть...» учит работать на высоком уровне, создавать хорошего качества мультимедийное сопровождение, дарить самим и принимать дары от других - это только у нас!

Только цифры

Общее число посещений портала с начала его работы вплотную приблизилось к 6 500 000.

Ежедневно портал посещает около 3500 человек. Ежемесячная статистика посещений - около 700 тысяч (около 70 тысяч посетителей).

На портале опубликовано около 17 500 материалов учебно-методического назначения.

По состоянию на 10 июня 2008 года зарегистрировано около 30 500 участников (3150 педагогов можно отнести к категории «активный участник портала»). 8% из них - пользователи из зарубежных стран.

2/3 участников портала имеют стаж педагогической работы свыше 10 лет, являются заместителями директоров школ, руководят методическими объединениями, сотрудничают (работают) в системе повышения квалификации.

Более 60% участников портала стали победителями ПНПО лично или в составе коллективов своих образовательных учреждений.

Только факты

Ключевые особенности отечественного портала - профессиональное общение и взаимодействие, активный обмен опытом, создание новых методических материалов, открытая профессиональная экспертиза.

Главное на портале - его сетевые учительские сообщества. Сейчас их 85 (52 на федеральном уровне и 33 - на региональном), работают также 44 региональных раздела. Формируются сообщества по различным направлениям: предметные, внепредметные (для директоров, завучей, классных руководителей, психологов и так далее) и проблемные, где внимание концентрируется вокруг проектной деятельности или конкретных проблем. Кроме того, есть сообщества, ориентированные на применение программных продуктов компании Microsoft.

На форумах сообщества проходят интернет-встречи с авторами учебников и специалистами в области ИКТ, интернет-семинары с сотрудниками кафедр Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Портал - это разнообразные конкурсы, выставки, конференции и марафоны идей. Здесь есть консультационные пункты и персональные странички каждого участника.

С сентября 2007 года окончательная публикация методических материалов осуществляется на портале, как правило, по итогам открытой общественной экспертизы. В специально открываемых форумах в течение определенного времени коллеги обсуждают достоинства и недостатки работы. Затем выносится решение - доработать, опубликовать частично, полностью или не публиковать вовсе.

NB!

Адрес портала «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru

Англоязычный веб-сайт Innovative Teachers Network - www.innovativeteachers.com

«Учительская газета» также писала о портале «Сеть творческих учителей» в №17 от 22 апреля 2008 года.