IT-вкус

- Лариса Николаевна, информационные технологии так активно стали наполнять школу, что хочется спросить: а как учитель справляется с этой ситуацией? Комплектуя школы компьютерными классами, интерактивными досками, на учителя давят, его заставляют осваивать ИКТ?

- Я думаю, что работает совершенно другой фактор, побуждающий педагогов активно осваивать информационные технологии, может быть, куда более активно, чем представителей других профессий: в школу сейчас приходят дети, уже значительно продвинутые в этой области, для них привычен Интернет, их лексикон состоит из слов, которые учителям часто даже неясны. Не зря ведь говорят: дети - аборигены в цифровом мире, а учителя - эмигранты. И если для учителя профессия - не только способ заработать на хлеб, если для него важно быть значимым, любимым, интересным для ученика, то он стремится осваивать эту сферу. Значительная часть учителей уже преодолела психологический барьер в освоении новых технологий, и не только потому, что приветствуется или поощряется знание IT, но еще и потому, как говорили мне многие педагоги, что почувствовали к этому вкус. Таких учителей в России много, их ресурсы наглядно показал нацпроект.

Добавлю также, что ИКТ привлекают учителя возможностью преодолеть дефицит профессионального общения и методических ресурсов. Пришедший в школу Интернет начинает снимать ранее существовавшие ограничения, и это становится все более очевидным для учителя.

- А если взять педагогов, участвующих в проекте Microsoft «Академия учителей», каков будет их портрет?

- Это люди разного возраста, но все-таки моложе, чем среднестатистические педагогические коллективы, да и мужчин среди них все же больше, тем более среди тьюторов! Их объединяет то, что они не устают учиться, они очень увлеченные люди, очень смелые, «рискованные», не боящиеся нового. Когда мы затеяли обучение и прием сертификационных экзаменов, особенно по программе Office 2007, нам казалось, что эта полезная затея останется мечтой для нас и для Надежды Сергеевны Вольпян, идеолога этого направления от Microsoft. Ведь значительная часть наших тьюторов и педагогов ни разу не проходили тестовых испытаний дистанционно, да еще и по программному обеспечению, которое некоторые только лицезрели, но не использовали на практике. И ведь за два дня не только освоили, но и успешно сдали экзамены. Причем все, кто приехал к нам на тренинг-семинар. А главное - уговаривать долго не пришлось! Кстати, когда мы проводили специальные исследования, то выяснилось: педагоги, занимающиеся инновационной деятельностью через проекты или научные исследования, более сохранны психологически. Они реже болеют, у них хорошие отношения с учениками, они «не застревают» в состояниях профессионального истощения, быстро их преодолевают. И еще замечу, что наши педагоги отличаются экспертной позицией в отношении к ИКТ: они ориентированы на изучение того продукта, который предстоит использовать, и на его оценку, а потом уже на широкое использование.

- На что, с вашей точки зрения, в проекте Microsoft «Академия учителей» был сделан особый акцент?

- Во-первых, на освоение российскими педагогами ИКТ для решения педагогических задач на основе международного инновационного опыта в этой области. Во-вторых, на расширение возможностей учащихся и учителей самим управлять компьютерными средами, создавать школьные компьютерные бригады. В-третьих, на расширение сетевых профессиональных контактов, на сетевое профессиональное общение ИКТ-активных педагогов. Так, сетевые контакты прекрасно реализуют портал «Сеть творческих учителей» и региональные учебные центры, которые расширяют виртуальное взаимодействие, создавая свои разделы. Педагог обязательно должен общаться с коллегами. И проект дает возможность найти собеседника через тысячу километров, задать вопрос специалисту или коллеге, принять участие в конкурсе или проекте. Также очень важно, что проект Microsoft «Академия учителей» не имеет жестких заданных рамок, а потому создает среду для творчества. Именно поэтому мы все время придумывали что-то новое.

- И какие инициативы родились вне рамок проекта?

- Мы придумали сетевой фестиваль «PRO-движение», который прекрасно провели воронежцы. А подводя его итоги, мы заметили, что в фестивале часто принимали участие семьи, где оба родителя работают в школе, да еще и дети их включались! Это как раз тот случай, когда ИКТ объединили всю семью. И мы придумали еще один конкурс, очень органичный для Года семьи, - «Компьютерная учительская семья». Конкурс покажет, сколько учительских семей увлечены информационными технологиями. Мы сможем проанализировать социальные эффекты внедрения ИКТ для семьи в целом. Стартует конкурс в июне, а завершится в День учителя (подробности ищите по адресу http://www.apkpro.ru).

Вне заданного формата проекта родились идеи клубных встреч и участия в Международном конгрессе-выставке «Образование без границ-2008». Клубная встреча была поддержана Microsoft, и тьюторы РУЦ в преддверии 2007-2008 учебного года собирались на несколько дней в Сочи, участвовали в августовских педагогических совещаниях, посвященных олимпийской педагогике. Изначально не было запланировано и участие «Академии учителей» в апрельском Международном конгрессе-выставке «Образование без границ-2008». Но наше предложение провести там мастер-классы, представить свой опыт, посмотреть на достижения других, получить консультации у производителей интерактивных досок и другого современного оборудования для школы также получило поддержку коллег из Microsoft.

Создание программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» - еще одна совместная с Microsoft инициатива. Необходимость такой разработки была подтверждена в ходе дискуссий в рамках международных и российских акций, посвященных безопасному Интернету.

- Лариса Николаевна, в копилке проекта Microsoft «Академия учителей» много достижений: обучены более 42 тысяч педагогов, есть команда тьюторов, сеть региональных учебных центров, растет число участников портала «Сеть творческих учителей», состоялись интересные фестивали и конкурсы. Но в июне завершится третий этап реализации проекта. Что дальше?

- Я думаю, проект обязательно продолжится в новых интересных инициативах и благодаря сложившейся эффективно работающей сети РУЦ. Это мощный профессиональный инструмент, который может использоваться для новых задач информатизации российского образования. Сегодня наша сеть умеет многое: объединяться, быстро находить способы решения поставленных задач, выступать консультантами и экспертами, ведь мы хорошо информированы в тонкостях многих технологий и можем проанализировать самые разные предложения рынка IT. Мы хотим развивать направление e-Learning, думаем о специальном проекте для директоров школ, направленном на развитие их управленческих компетенций с помощью IT. Представляется перспективным развивать консультационную деятельность, чтобы школы могли рационально и компетентно использовать лицензионное программное обеспечение «Первая помощь», куда входят и программные продукты Microsoft. Мечтаем об укреплении экспертной педагогической позиции в отношении к новым софт-решениям. Так что, по сути, проект продолжается. Мы начали интересное дело, и это гарантия полноценной жизни и развития. Тем более когда задачи решают ПАРТНЕРЫ.