Педагоги, работающие в разных школах, занимают фактически одинаковую позицию:

1) Перемены необходимы.

2) Для того чтобы работать в новых условиях, нужно пересмотреть нагрузки, планы и штатное расписание.

3) Можно получать приличную зарплату, если взять очень большую нагрузку.

Цифру 30 часов в неделю мне пришлось слышать от многих учителей. Однако напомню, что по закону общая продолжительность рабочей недели педагогов составляет 36 часов, при этом половина времени - проведение уроков, а половина - иная деятельность (подготовка к занятиям, проверка тетрадей). Если у педагога непосредственная нагрузка составляет 30 учебных часов в неделю, на подготовку к занятиям, проверку тетрадей и повышение своего профессионального уровня либо не остается времени, либо рабочая неделя намного превышает установленную законом норму. Дополнительные платные услуги, такие как индивидуальные занятия, уроки, проводимые с небольшими группами учеников по согласованию с родителями, в общую норму не входят. Если учитель ведет частные уроки, они оплачиваются иначе, чем основная работа в школе. В конце концов каждый имеет право на приработок. Но как быть с этими 30 часами у доски в школе?

Какие там медали!..

Галина РОМАНОВА, директор специальной коррекционной школы №148 VIII вида:

- Для специализированных учебных учреждений НСОТ стала благом. Появилось больше гибкости, стало ясно, как нужно тратить деньги. У нас есть учебная нагрузка в школе, а многие учителя работают с учениками на дому. Теперь появилась возможность поощрить этих учителей. Если нам выделят больше денег, мы их без труда освоим. В коррекционной школе в работе с детьми, имеющими отставание в умственном развитии, неприменимы общие критерии. Поэтому учителя коррекционных школ и сами школы фактически не могут участвовать в ПНПО, в конкурсах на получение грантов и денежного вознаграждения. Какие у них победители олимпиад, кто будет выступать на конференциях, какие там медали?.. С переходом на НСОТ мы постоянно считаем, вырабатываем критерии, рекомендации. Часто обращаемся за помощью, за советом в управление образования города, района, нам всегда помогают.

По старинке работать нельзя!

Наталья ЗАИКИНА, заместитель директора гимназии №6:

- Мы включились в эксперимент в сентябре 2007 года. Ясно понимали, что будет очень трудно, ведь директорам сообщили о переходе на НСОТ 30 августа, для коллективов это было шоком. Школы не могут вот так, за один день, изменить все учебные планы, сократить состав сотрудников, переформировать классы. С другой стороны, было понятно, что перемены назрели, нельзя, чтобы каждый учитель получал одинаковую зарплату, независимо от заслуг и достижений. Первую четверть мы работали буквально сутками. Скажу сразу: средняя зарплата учителей практически не изменилась, потому что мы никого не уволили, сохранили прежний состав, не стали ломать учебные планы и нагрузки, не стали травмировать детей и перетряхивать классы. В среднем учитель получает 7-8 тысяч рублей в месяц. Однако у нас появился стимулирующий фонд, и сразу стала заметна разница в оплате, пусть не каждый месяц. Мы обсудили на педсоветах и установили надбавки за различные достижения учителей. Например, один учитель привычно ведет уроки, ничем не выделяется. У другого ученики участвуют в олимпиадах, конференциях, проектах, получают призовые места. Учитель получает надбавку в зависимости от уровня, чем выше уровень участия - тем больше денег. То есть одна сумма за победу школьника в районной олимпиаде, а если ученик вышел на областной уровень, сумма больше. Таким образом, есть базовая зарплата, а есть помесячные выплаты. Конечно, учителя весь год обсуждают, мол, почему ей платят больше, чем мне, если нагрузка одинаковая и количество учеников примерно одно. У нас есть ответ, мы знаем, за что конкретный педагог получил, скажем, тысячу рублей из стимулирующего фонда.

Коллектив также понимает, за что получают зарплату завучи и директор. У меня 22 часа в неделю учебной нагрузки, кроме того, школа оказывает платные образовательные услуги. Мы заключаем договор с родителями и ведем платные дополнительные занятия либо с отстающими, либо с продвинутыми детьми. Я, например, веду 8 дополнительных часов в неделю. Общая нагрузка получается 30 часов. Плюс доплата за должность заместителя директора по иностранным языкам, а это огромное количество обязанностей. В итоге зарплата получилась достаточная. Есть возможность нормально планировать семейный бюджет. Конечно, не всякий пойдет на такие нагрузки, но всем понятно, из чего складывается, например, моя заработная плата. У нас и директор работает очень много, ведет 12 часов в неделю, постоянно в школе, к ней можно прийти с любой проблемой.

Опыт показывает, что нужно многое менять в привычном стиле работы. Впереди лето, есть время для планирования. Придется провести сокращения, переформировать классы, видимо, сделать хотя бы в старших классах не традиционные для английских школ три, а две группы для занятий иностранным языком. Необходимо скорректировать нагрузку, учебные планы, решить, что реально нужно школе. Реформа идет, работать по старинке нельзя.

Кто хочет взять 30 часов?

Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, директор гимназии №10:

- Сомнений в том, что нужно переходить на новую систему оплаты труда, не возникло. Сразу стало понятно: чтобы поднять стоимость часа, нужно пересмотреть весь учебный план. Определить, какие спецкурсы реально обогащают учебный процесс, а какие существуют по традиции. Требовалось пересмотреть численность сотрудников. Я с каждым разговаривала отдельно. Скажем, у нас есть пенсионеры, которые ведут 6-8 часов в неделю. Они не мыслят себя без школы, которую сами окончили, приводили сюда своих детей, потом внуков. Договорились, что они продолжают вести привычные занятия, получают за них обычную оплату, кроме того, им идет пенсия, а уж из стимулирующего фонда мы им не платим. Конечно, если пожилой учитель всю жизнь растил победителей олимпиад, добивался высоких результатов, это учитывается - НСОТ как раз и дает возможность в таких случаях платить за каждое достижение конкретно.

Пересмотрели мы и все предметы, где существует деление на группы: геометрия, физика, информатика, иностранный язык. Изменили и здесь планы, переформировали группы, даже классы.

Посчитали общее количество часов по подразделениям: теперь все знают, какой учитель сколько часов выдает в год. Если кто-то может вести 30 часов в неделю, получается очень хорошая зарплата. Возможно, следует пересмотреть традиционное распределение нагрузки. Если молодой учитель возьмет 30 часов, то будет получать нормальный оклад, и у него не будет нужды набирать частные уроки или работать на стороне. При этом старшее поколение возьмет обычные 18 часов, а может быть, и меньше.

Рассмотрели детально весь учебно-вспомогательный персонал. Это психологи, воспитатели, руководители кружков и школьного музея. Решили, что их нельзя сокращать.

Директор теперь, конечно, должен работать несравненно больше, чем раньше, в течение всего переходного периода. Я ежемесячно отчитываюсь перед коллективом, перед советом школы. Сижу допоздна, выслушиваю всех сотрудников. С переходом на новую систему возросла инициатива, люди стали приходить не с жалобами и вопросами, а с предложениями.

Комментарий

Наталья КОПАЕВА, заместитель начальника Управления образования мэрии Новосибирска:

- С февраля 2008 года 237 школ города перешли на новую систему оплаты труда. Решение это добровольное, никто школы не принуждает. Мы укладываемся в норму. Уже провели объявленное повышение заработной платы на 14 процентов, а в среднем с февраля заработная плата учителя выросла на 24 процента. По городу она составляет в среднем около 11000 рублей в месяц, в некоторых школах - 14000 за счет оптимизации, пересмотра штатного состава, почасовой нагрузки и учебных планов. Директора регулярно представляют все отчеты, проводятся проверки. Давайте представим себе сегодняшнее положение дел. Образовательное учреждение получает ежемесячный фонд согласно количеству учащихся. 70 процентов этой суммы идет непосредственно на оплату труда. В эту сумму заложена базовая часть, то есть та сумма, которая гарантирована каждому педагогу, плюс надбавки за категорию, звание и стаж. Каждое образовательное учреждение принимает свои решения на педсовете, на совете школы либо вместе с попечительским советом о распределении стимулирующей части фонда заработной платы. Мы даем свои рекомендации и консультации. Например, обязательно указываем на то, что необходимо всячески поддерживать и стимулировать молодежь. Опыт показывает, что пенсионеры продолжают работать, даже если оплата труда сравнительно невысока, и большинство из них уже не может претендовать на высокие доплаты из стимулирующего фонда. Но они получают и пенсию, и зарплату. А молодежь, приходя на работу, должна получать приличную зарплату, это их основной заработок. При новой системе просто так платить никто не будет, поэтому инициативы молодых учителей поддерживаются, и стимулирующий фонд дает возможность их поощрять и продвигать.

У каждой школы есть свой счет, устав школы, баланс. Более того, в штате есть ставка бухгалтера. Мы раздали каждой школе программу «1С», которая позволяет бухгалтеру эффективно рассчитывать зарплату каждого сотрудника в соответствии с поданными рекомендациями. Директор может оперативно и поощрить, и наказать сотрудника. Коллектив каждой школы имеет право пересмотреть штатное расписание и учебные планы. По закону и техничке можно положить два оклада, если она выполняет требуемую работу.

Директора сегодня должны быть руководителями-менеджерами, а отнюдь не бухгалтерами, как это многим кажется.