«В соответствии с документами Минобразования России, Законом «Об образовании», основная цель и содержание аттестаций - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС) по направлениям, специальностям подготовки.

Исходя из этого, мы должны проверить, выполняет ли военное образовательное учреждение государственные образовательные стандарты (ГОС) по лицензированным специальностям. Это основной критерий для того, чтобы определить: имеет ли право вуз выдавать дипломы государственного образца. Если ГОС не выполняется, соответственно образовательное учреждение не аттестуется», -пояснил он.

Валерий Николаевич напомнил, что задача повышения качества подготовки специалистов, определенная министром образования, не нова. Но способы ее решения на различных этапах развития высшей военной школы менялись.

Сегодня в многочисленном арсенале способов и средств решения этих задач определяющие - процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации высших образовательных учреждений. Эти процедуры самостоятельные, но для облегчения работы вуза и меньшего отрыва от процесса обучения принято решение проводить комплексные комиссии.

Воронежский военный авиационный инженерный институт один из первых вузов Министерства обороны, который был представлен к аттестационной экспертизе, проводимой в рамках комплексной оценки деятельности учебного заведения высокопрофессиональной комиссией.

Одно из основных направлений ее работы - анализ организации образовательного процесса, уровня подготовки специалистов, информационно-методического обеспечения. Результаты кропотливого труда заместителя начальника института по учебной и научной работе полковника Александра Томилова, всего преподавательского состава были подвергнуты всесторонней оценке. Большое внимание члены комиссии сосредоточили на изучении учебных планов, программ, тематических планов, расписаний занятий. Они вникали и в тематику курсовых и дипломных работ, и в особенности проведения занятий.

Особо внимательно изучали материалы текущего, промежуточного и итогового контроля подготовки обучающихся. Предметом экспертизы стали также материалы самообразования. Была проведена и выборочная проверка остаточных знаний не менее 90% курсантов по всем циклам учебных дисциплин по тестам экспертов и планам вуза. В ходе них каждый курсант своими знаниями доказывал, имеет ли право институт дальше быть официально признанным вузом или нет.

При проверке условий подготовки по каждой специальности особое внимание обращено на кадровый подбор профессорско-преподавательского состава, наличие ученых званий и степеней. Надо сказать, что в институте создана мощная школа подготовки преподавателей, что позволяет готовить выпускников просто уникальных специальностей.

Серьезная проблема - информационно-методическое обеспечение учебного процесса. Членов комиссии интересовали и библиотечные ресурсы института, в том числе в электронном виде, и насыщенность компьютерной техникой, эффективность ее использования в подготовке специалистов.

Замечу, что проведению аттестации предшествовали активная, целенаправленная подготовка, которая началась задолго до ее проведения. Основные усилия были направлены на организацию учебного процесса по учебным, тематическим планам в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Немалая работа проведена для обеспечения соответствия института по научному потенциалу показателям, предусмотренным лицензией. Важным направлением деятельности безусловно была подготовка учебно-материальной базы (УМБ) к показам аттестационной комиссии. Ведь именно УМБ - важный элемент системы обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов. Для этого были составлены планы ее развития и совершенствования. Еженедельно проводилось заслушивание руководящего состава института о ходе выполнения работ. И в случае малейшего сбоя принимались меры.

Комиссия дала положительную оценку институту. Аттестация вуза прошла успешно.

О педагогических делах я попросил рассказать заместителя начальника института по воспитательной работе полковника Рафката Валиулина.

- В институте разработана своя концепция воспитания, а также повседневно реализуется комплексный план воспитательной работы с курсантами, рассчитанный на цикл их обучения со спецификой для каждого курса и учетом индивидуально-личностных особенностей курсантов, - рассказал он. - Главная цель воспитания - формирование и развитие у ребят качеств гражданина и патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Воспитание курсантов - один из основных видов деятельности всех должностных лиц института. Подспорье командиров и преподавателей в воспитательном процессе - силы и средства курсантского клуба, учебной и художественной библиотек, музея института. В нем участвуют совет ветеранов, органы самоуправления и актив курсантов.

В состав комиссии по аттестации вуза входили представители направления военного образования Военно-воздушных сил. Подводя итоги комплексной проверки института, начальник направления военного образования ВВС полковник Николай Горчаков отметил, что все требования, установленные лицензией, выполняются.

Уже два вуза ВВС успешно прошли государственную аккредитацию. Первым опробовал на себе государственную программу Тамбовский военный авиационный инженерный институт. По направлениям подготовки эти вузы входят в число лучших.

Очевидно то, что за высокими показателями стоит многолетний повседневный труд всего коллектива института во главе с генерал-майором Геннадем Зибровым. Он - активный, деятельный руководитель, работающий в постоянном контакте с направлением образования и руководством ВВС, с администрацией города.

Полковник Горчаков также подчеркнул, что главное командование ВВС уделяет должное внимание учебным заведениям ВВС, поддержанию образовательного процесса, совершенствованию учебно-материальной базы, комплектованию профессорско-преподавательского состава и научных кадров. Трудно переоценить помощь и заботу о подготовке к проведению аттестации заместителя Главнокомандующего ВВС генерал-полковника Ноговицина, генералов Меркулова, Виктора Чечета, Юрия Гришина.