Одна из задачек при приеме в корпорацию Microsoft звучит следующим образом: «Какой должна быть идеальная форма люка, чтобы крышка не проваливалась внутрь?» Чаще всего кандидаты высказывают мысль, что люк не может быть квадратным, потому что тогда крышка может провалиться внутрь по диагонали. Другие говорят, что круглые крышки дешевле, так как на них уходит меньше материала.

Здесь важен не столько сам ответ, сколько сопровождающая его аргументация, которая может быть абсолютно разной. Дело в том, что эрудированные программисты на многие вопросы заранее знают ответы, поэтому склонны проявлять широту собственных познаний. Но тут главное - проверить, как программист производит вычисления, как он подходит к решению задачи. Вот почему, например, на собеседовании в компании Amazon.com спрашивают: «Как много заправочных станций существует в США?» или «Сколько стоит помыть все окна в Сиэтле?». Естественно, от кандидата требуют ответ максимально быстро, а рассуждать и решать задачу он должен прямо на глазах у экзаменатора. Например: «Если оценить количество кварталов в 10000 и 600 окон на квартал, пять минут на окно по известной ставке 20 долларов в час, то это стоит примерно 10 миллионов долларов».

Есть и чисто креативные задачи. Гуру программирования Брюс Эккель любит предлагать кандидатам описать цыпленка на языке программирования. Наверняка простого кодера такое предложение повергнет в ступор. Но настоящий профессионал своего дела может решить математическими методами абсолютно любую задачу.

А вот и другая задачка от Эккеля: «У вас есть пять пиратов, упорядоченных от 5 до 1 в убывающем порядке. Главный пират имеет право предложить, как распределить 100 золотых монет между всеми. Но остальные потом голосуют за этот план, и если меньше половины пиратов соглашаются с ним, то его убивают. Как пират должен распределить золото, чтобы максимально увеличить свою долю, но выжить при этом?» (Подсказка: один пират заканчивает дележку с 98 процентами золота.)

Впрочем, как признают эксперты, по изобретательности задач мало кто может сравниться с компанией Google. Головоломки там возведены в абсолют. Достаточно вспомнить, как три года назад компания разместила одну из математических задач на огромном плакате на калифорнийском шоссе. Каждый, кто ее решил, приглашался на специальный сайт (в задаче был зашифрован URL), где была опубликована еще более сложная головоломка. Самые умные могли смело отправлять резюме в Google.

Но на этом приключения кандидатов не заканчивались, потому что на самом собеседовании на них обрушивали целый водопад новых головоломок. Например: «Вас уменьшили до размера монетки, и ваша масса пропорционально уменьшена, так что вы сохранили первоначальную плотность. Потом вас бросили в пустой стеклянный блендер. Лезвия начнут двигаться через 60 секунд. Что вы будете делать?»

Типичные ответы: «Использовать измерительные деления, чтобы выбраться», «Попробовать вывинтить стекло», «Рискнуть подняться на воздушной струе».

Кстати, если вы найдете гораздо более интересное решение, вам наверняка предложат остаться...

*См. также материал Анатолия АЛИЗАРА «Найди решение несуществующей проблемы» в №8, 2008 год, «ИКТ в образовании».