Планируя тот или иной урок, следует иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения. Нужно четко представлять, для решения какой задачи то или иное средство обучения может быть наиболее эффективным.

Как известно, интернет-ресурсы можно использовать для:

включения расположенных во Всемирной сети материалов в содержание урока;

самостоятельного поиска учениками информации в рамках выполнения какой-либо задачи урока;

самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

углубления изучаемого языка;

самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ;

дистанционного обучения.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети «Интернет», учитель решает на уроке следующие дидактические задачи:

формирование навыков и умений чтения при непосредственном использовании материалов разной степени сложности;

совершенствование умений аудирования на основе аутентичных звуковых текстов, найденных в сети;

совершенствование разговорных навыков на основе материалов сети;

совершенствование умений письменной речи;

пополнение словарного запаса и так далее.

Рассмотрим совершенствование умений говорения и чтения. Допустим, ученики получили задание спланировать свои зимние каникулы, выбрав для посещения города Германии, интересные места для осмотра и места проживания в этих городах, и рассказать об этом.

При его выполнении ребята применяли следующий алгоритм выполнения задания по говорению:

1. Используя сайт сети «Интернет» (www.city-map.de), найти местоположения городов Германии (в каких федеральных землях они находятся).

2. Выбрать из предложенного необходимую информацию об отелях, музеях и других примечательных объектах.

3. Составить из полученных данных таблицу.

4. На основе таблицы составить короткое сообщение на тему «Я планирую свои зимние каникулы».

Задание по чтению с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) включало:

с помощью сайта http://deutschesprache.ru в разделе «Топики на немецком языке» выбрать два текста о зимних каникулах;

прочитать один из них, выписать незнакомые слова;

кратко передать на русском языке основное содержание текста.

Итак, можно сделать вывод, что в данном случае Интернет использовался для самостоятельного поиска информации в рамках выполнения определенной задачи урока и для решения таким образом дидактических задач - формирования навыков и умений чтения, с помощью текстов различной степени сложности и совершенствования умений говорения (монологической речи) на основе материалов сети.

Однако важно помнить, что Интернет в обучении нельзя считать альтернативой традиционным учебникам. Это лишь новое техническое средство, позволяющее успешно справиться с поставленной задачей.

В заключение хочу привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учеников, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Людмила ЕМЯШЕВА, учитель немецкого языка школы №14, Пятигорск, Ставропольский край