Этот комплексный обучающий метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает человеку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Результаты выполнения проекта можно использовать в качестве итогового контроля при оценивании уровня сформированности тех или иных компетенций.

Для определения методической целостности и ценности проекта необходимо акцентировать внимание разработчиков на его основных свойствах:

профессиональность - проект должен иметь практическую значимость. В рамках проекта ИСО практическая значимость определялась как использование разработанного программного продукта при проведении рабочих или открытых уроков, внеклассных мероприятий;

коллективность - проект предполагает организованную деятельность обучаемых с распределением работ и ответственности. Это позволяет формировать организаторскую, коммуникативную и другие компетенции. В рамках проекта ИСО предполагается индивидуализация выполняемых заданий;

интеграция - для выполнения проекта могут потребоваться знания и умения, формируемые циклом тем или дисциплин, что позволяет при разработке охватить большее число профессиональных компетенций. В данном случае за основу были взяты предметные области, соответствующие специализации учителя.

Реализация проектной деятельности осуществляется в несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным набором методических целей и задач.

Проблемно-целевой этап

Прежде чем начнется работа над проектом, разработчики должны ответить на ряд вопросов:

Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?

Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

Кто будет создавать проект? В какой мере он сможет воплотить творческий замысел учителя, реализовать задуманное? Как лучше распределить обязанности?

На этом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяются конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Завершается он формулировкой темы, цели и задач проекта, определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

Этап разработки сценария и технического задания

Отбор содержания и определение примерного объема проекта, его предельная детализация. Прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

Этап практической работы

Воплощение в жизнь поставленных задач. Это требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.

Этап предварительной защиты

Предварительный просмотр проекта, выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, корректировка.

Этап презентации - публичной защиты проекта

Представление проделанной работы. Члены аттестационной комиссии дают оценку проекту.

Разработанные проекты должны соответствовать как методическим требованиям (это учитывается на этапах проектирования), так и требованиям стандартов, предъявляемым к учебному ПО. Акцент в данном вопросе необходимо поставить на цветовой и композиционной реализации проекта. Также важно определить, к какому типу он относится. Различают:

информационные - проекты описательного характера, направленные на демонстрацию знаний, умений, навыков, компетенций в различных областях. Характерны для начинающих или изучающих новые технологии. Например, «Великие математики современности», «История швейного дела», «Применение металлов в технике»;

творческие - проекты, в которых демонстрируются идеи разработчика, уровень владения информационными технологиями, направлены на реализацию творческих идей. Характерны для лиц, хорошо владеющих технологиями. Например, «Тема патриотизма в музыке», «Технология выплавки стали», «Игра «Угадай мелодию»;

исследовательские - совмещают качества двух предыдущих типов. Отличительная черта - наличие гипотезы, утверждения, истинность которого выявляется как результат выполнения проектов. Исследовательский проект - основной в методе проектов. Например, «Экологические проблемы Тульской области», «Негативное влияние курения на организм подростка», «Различные доказательства теоремы Пифагора».

Хочу добавить, что умение самостоятельно разрабатывать ПО повышает мотивацию учителей к применению ИКТ и программных продуктов в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, знание этапов разработки, типов и требований, предъявляемых к программным продуктам, позволяет учителям активнее применять метод проектов на уроках как эффективный метод обучения.

Галина ВАНЫКИНА, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике

Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого