Несложная арифметика показывает: за один год ОблЦИТ обучает более тысячи человек, а за прошедшие семь лет соответственно через Центр прошло более семи тысяч. Однако в области около 1200 школ, в которых работает более 25000 педагогов. Как выйти из ситуации?

Чтобы ускорить процесс обучения, а также учитывая то, что теперь практически каждая школа имеет компьютерные классы и подключена к Интернету, ОблЦИТ активно участвует как в создании ММЦ, так и в их работе.

В самом начале своего существования специалисты Центра создали сайт Новосибирской открытой образовательной сети НООС (www.websib.ru), которым пользуются работники образования всех уровней. Здесь можно прочесть новости, обзоры прессы, найти массу полезных ссылок, узнать о грантах и конкурсах, принять участие в различных проектах, найти цифровые ресурсы по различным предметам, получить справки о дистанционном образовании, изучить всю систему образования области.

Системный подход

- Мы обучаем людей тому, как пользоваться техникой, даем им основные навыки и умения, выдаем свидетельства о повышении квалификации, - рассказывает бессменный директор ОблЦИТ Вера ПЕРКОВА. - В течение первых лет существования, когда система обучения еще была в стадии становления, мы уже видели многие «узкие места» и стремились найти решение проблемы. Мы учим обращению с техникой, но у нас нет административных ресурсов, которые стимулировали бы педагога к дальнейшей деятельности, к использованию ИКТ в ежедневном учебном процессе.

Длительное время слушатели курсов рассказывали нам о положении дел. Обычно все проходило по следующей схеме: дана разнарядка, людей отправляют учиться, при этом в школе нет компьютеров. И человек, вернувшись с курсов, быстро забывает все, чему научился у нас. Сейчас иногда происходит наоборот: техника в школу поступила, но мало кто умеет ею пользоваться. Что сделать, чтобы учитель сам захотел обучиться, начал пользоваться новейшими технологиями на уроке, занялся самообразованием и саморазвитием? ИКТ нет в системе переаттестации учителей, а те, кто умеет ими пользоваться, зачастую не получают никаких прибавок к зарплате. Для человека, не умеющего работать, например, с поисковыми системами, Всемирная сеть остается чем-то непонятным и даже обременительным. Интернет велик, и если не научиться искать нужную информацию, в нем можно и потеряться.

Поэтому мы стали вводить новые элементы. Ищем гранты, спонсоров, партнеров-единомышленников. Работаем вместе с компанией Intel, которая обеспечивает нас учебными пособиями. Организовали 33 ММЦ, задействовали все районы. В бюджете области специально для этого выделены деньги, закупили оборудование, программное обеспечение. В руках грамотных людей все это дает хорошие результаты.

С помощью программы «Конструктор сайта», которую мы поставили во все учебные заведения и методические центры, легко сделать свое интернет-представительство. Создав сайт, школа может в дальнейшем пополнять и изменять его так, как считает нужным. И не случайно с января 2008 года в Сети можно видеть каждую школу области.

Это не значит, что все сразу стали пользоваться ИКТ. Пока что примерно 5 процентов педагогов, прошедших обучение, уверенно и регулярно работают с Интернетом. Однако многие используют цифровые ресурсы, не выходя в Сеть. Просто для них иметь дело с готовыми ЦОР на дисках привычнее, чем искать или создавать ресурс самому. По сути, в таких случаях компакт-диск не отличается в восприятии учителя от книги, аудиокассеты, фильма.

Суть нашего системного подхода сводится к тому, что мы обучаем людей, чтобы они, приходя в школу, могли пользоваться новой техникой, учить этому детей и обмениваться опытом с коллегами. Конечно, всегда найдутся те, кто пришли к нам просто посидеть, то есть приехали в ОблЦИТ по разнарядке, отбыли две недели, сделали проект, вернулись домой и будто все забыли. Но зато те, кто хочет работать по-новому, работает и обращается к нам снова.

Конечно, людям нужно дополнительное стимулирование, об этом говорят уже давно. Ведь педагог-предметник, прошедший обучение у нас или на других сходных курсах, фактически получает вторую специальность, а значит, и оплата его труда должна быть существенно выше. Возможно, стоит проводить регулярные соревнования среди учителей, использующих ИКТ на уроках, а также конкурсы школьных сайтов. Программу-то мы дали, а что происходит потом? Как школы самостоятельно развивают свой сайт, меняют его содержание? Нужно показать, кто что умеет, чему люди реально научились.

Не все гладко

Зайдя на страницы НООС, теперь легко найти интернет-представительства образовательных учреждений Новосибирской области. Некоторые, особенно городские учебные заведения, очевидно, создали свои веб-страницы достаточно давно. На них есть вся информация о школе, новости, сообщения о новой системе оплаты труда, об информатизации системы образования, об олимпиадах и конкурсах. А вот большинство областных школ создали свои страницы, воспользовавшись единой программой «Конструктор сайта», поэтому их объединяет некоторая статичность картинок. Местные номера телефонов в контактах указаны без кода города и района, то есть у директоров еще нет понимания того, что эту веб-страницу видит весь мир, а значит, пользователь из любого другого региона и даже страны может захотеть установить с ними контакт.

Электронная почта для школ создана централизованно, при помощи ОблЦИТ, но, к сожалению, нередко она просто не работает. Я отправила 150 электронных писем с опросом о роли ИКТ в образовании на указанные на сайтах школ электронные адреса, кроме того, послала 50 писем на e-mail директоров школ и педагогов, с которыми я лично знакома. При рассылке пользовалась списком образовательных учреждений области, найденном на сайте НООС. Открывала последовательно каждый район, областной центр, городские и сельские школы. И в результате получила лишь 2 (!) ответа. Причем одно из этих писем было от моей знакомой учительницы, с которой мы уже много лет ведем совместные проекты, а другое - от завуча областной школы. Остальные либо вернулись с пометкой «Нет такого адреса», либо просто канули неведомо куда. Почему?

Очевидно, часть школ создали свои страницы, отчитались и больше на них не заходят. Пока еще нет понимания того, что кто-то захочет общаться с ними посредством Интернета. Да многим это просто и не нужно. Ни директора образовательных учреждений, ни учителя не видят нужды в регулярной проверке электронной почты. В часть школ я позвонила по телефону (те, кто создавал сайты недавно, четко указывают телефонный номер с необходимыми кодами). Обсудили различные вопросы, договорились о том, что я отошлю опрос по e-mail, меня заверили в том, что обязательно ответят. И - снова молчание. Получается, что сегодня, в принципе, и правда можно найти в Сети любую школу и прочитать всю информацию о ней, но это общение будет односторонним. А чтобы получить ответы на вопросы, приходится пользоваться иными средствами связи.

Не на ту кнопку...

Беседы по телефону создают интересную картину ИСО в действии.

Директор ММЦ Венгеровского района Новосибирской области Лариса ЗУРЗА сразу определила одну из основных проблем.

- Нужно, чтобы поставка техники и программного обеспечения, а также подключение к Всемирной сети совпадали с подготовкой специалистов, - считает она. - В нашем Центре сейчас 28 компьютеров, мы можем обучать педагогов района на месте и помочь им наладить работу. ИКТ на уроке - это будущее образования. Необходимо стимулировать людей, объяснять им наглядно, зачем новые технологии нужны на уроке, показывать педагогам, как такие уроки можно вписать в обычный учебный план.

Интересный момент: директор одной из отдаленных школ позвонил мне по телефону и сообщил, что мое электронное письмо все-таки дошло: «Пришел интернетчик, у нас один такой в хозяйстве, показал нам ваш опрос, мы все списали с экрана, потом он на что-то нажал, и все куда-то делось. Мы готовы ответить, но вы не дали в письме своих контактных данных, я вот через ОблЦИТ узнал ваш телефон».

То есть, учебные заведения уже имеют компьютеры и выход в Интернет, но пока еще у педагогических работников нет знаний и понимания того, что это такое и зачем все это нужно. Иначе не возникало бы вопроса, где же в электронном письме контактные данные. Я уж не говорю о том, «куда все делось», если нажать не на ту клавишу. При телефонном или личном общении с педагогами, будь то директора или учителя, я теперь всегда уточняю, умеют ли они пользоваться e-mail, знают ли, как ответить. Получаю утвердительный ответ. Отсылаю письмо. А в ответ - молчание.

Английская формулировка

Положение дел, наличие людей, умеющих обращаться с компьютерами, с электронной почтой, не зависит от того, в городе или в селе находится то или иное образовательное учреждение. К нам в Академгородок весной 2007 года приезжала съемочная группа британского телевидения, снимали сюжет о Сибири. Побывали в одной из школ, повосхищались суперсовременной техникой, особенно в кабинете директора. Прошло несколько месяцев, и я получила паническое письмо на английском языке по электронной почте: «Не передумал ли директор школы? Мы послали много писем, он не отвечает!» Я долго думала над тем, как бы поделикатнее ответить иностранцам, что директор не владеет иностранным языком и не пользуется компьютером. Потом написала ответ, воспользовавшись известной английской формулировкой: «Боюсь, что данный директор не открывает свою электронную почту и не знает английского языка. Все в порядке».

Мне кажется, не стоит стесняться того, что вы чего-то пока не знаете, и тем более скрывать свое неумение, создавая ложное впечатление собственной просвещенности. Все дело в умелой организации труда. Пусть в селе всего один «интернетчик», но ведь он есть, а значит, может обучить других. Повторюсь: в Новосибирской области ММЦ созданы во всех районах города и области, там достаточно специалистов, которые могут помочь всем школам.

Подвижки, положительные примеры есть. Директор школы №2 «Спектр» Бердска Новосибирской области Тамара Сенник сразу сообщила мне, кто именно у них отвечает за ИКТ. Поэтому с завучем школы Татьяной Смирновой мы общаемся по электронной почте без проблем. Мне кажется, это очень разумный подход. Директор школы не обязательно должен знать и уметь все сам. Важно организовать работу так, чтобы учебное заведение имело контакты с миром, пользовалось ИКТ, участвовало в ИСО и других проектах, как федеральных, так и региональных или муниципальных. Начало положено, главное - не останавливаться на достигнутом. Мало поставить в школы машины, мало создать статичные сайты. Нужно менять мышление людей, активно вводить материальное стимулирование, помогать школам выйти на всероссийскую, а затем и на мировую арену.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск