С данным тезисом связано еще пять мифов, которые на самом деле очень мешают нам сделать виртуальную среду полезной для ребенка.

Первый миф связан с тем, что в Интернете полно полезной информации для ребенка. Миф совершенно чудовищный, могу сказать точно. Когда мы делали каталог ссылок для «Школьного портала», то сначала взяли порядка 10 тысяч ссылок. Из них после отбора на интересный и полезный детям контент осталось 1,4 тысячи ссылок. Через месяц их осталось 1,2 тысячи, потому что 200 сайтов за это время «умерли». И все потому, что образовательный и детский контент в Рунете, как правило, создается энтузиастами. Сегодня они занимаются сайтом, а завтра могут переключиться на решение других проблем.

Более того, с энтузиастами связана и другая беда. Они зачастую какое-то время ведут сайт, а потом его бросают, после чего в форумах кто-то начинает размещать рекламу порноресурсов. К примеру, есть замечательный сайт, посвященный Тютчеву, но на его форуме сплошные ссылки на запрещенный контент, поэтому приходится исключать данный ресурс из поисков. Энтузиаст, таким образом, не может обеспечить полноценного и долгоживущего контента. Слава богу, сейчас есть и государственные, и частные, и частно-государственные программы, которые этим занимаются.

Второй миф - о том, что Интернет, с одной стороны, благо, а с другой - зло. Я бы разделил взрослых на теоретиков и практиков. Первые говорят, что Интернет - благо, но у 90 процентов из них нет компьютера. После покупки такой техники они сетуют, что дети перестают читать, потому что залезли не на те ссылки. Кстати, как утверждают авторитетные исследования, один из наиболее доступных для ребенка способов попасть на порноресурсы - заглянуть в компьютер своего папы и пойти по его закладкам. То есть надо просто понимать, что родители, которые сами еще только учатся плаванию в пространстве Интернета, тоже являются источником опасности для своих детей.

Третий миф гласит: существует безопасный поиск в Интернете. С ним, увы, совершенно невозможно бороться. «Школьный портал» обвиняют, в частности, что при введении в его поисковой системе невинного слова «девочки» можно получить ужасные ссылки. Но ведь это слово в Сети давно уже перестало быть невинным и несет совершенно четкую маркетинговую информацию.

Четвертый миф: детям нужно детское. Сейчас некоторые дети начинают пользоваться Интернетом и компьютером с двухлетнего возраста. Поэтому когда мы делаем сайты, на которых основной цвет - голубой или розовый, плюс много красивых ромашек, то ребенок не хочет пользоваться таким оформлением - он уже вырос из всего этого.

Недавно BBC опубликовала исследование детской аудитории английских пользователей. И оказалось, что среди английских детей в возрасте от 8 до 11 лет, которые пользуются Интернетом, каждый 4-й имеет свой собственный профиль в социальной сети, аналогичной нашим «Одноклассникам». И половина родителей об этом даже не знают. То есть и в такой цивилизованной стране, как Великобритания, не следят за тем, какую информацию школьники выкладывают в Сеть.

Пятый миф, который сидит в голове большинства взрослых: кто-то придет и все исправит. Так вот, пора понять, что никто ничего не будет делать для нас и за нас. Государству сложно регулировать Интернет и создавать законы на все случаи жизни. К тому же в среднем каждый федеральный закон принимается на протяжении полутора-двух лет (в редких случаях это происходит за год).

В 2006 году в России были две социальные сети. И буквально за два года их количество возросло до нескольких сотен. Так вот, по последним исследованиям, они впервые смогли составить реальную конкуренцию порноресурсам. То есть сейчас к социальным сетям обращаются чаще, чем к порнографии. А это значит, что отвлечь людей от противозаконного контента все-таки можно!

Взрослым пора понять: необходимо самим браться за дело. Как человеку, близкому к пиару, маркетингу и рекламе, мне ясно, что за детей в он-лайне надо бороться в оффлайне. Нам нужно рассказывать родителям на страницах популярных газет и в телепередачах о том, что и как делать, чтобы ребенка защитить. Необходимо создать общественную организацию, которая должна заняться просвещением и показать, какие реальные возможности есть у Интернета. Эта организация позволит осуществлять обратную связь, потому что простые люди должны иметь возможность обсуждать поднятые нами проблемы не только на форумах и «круглых столах».

Михаил СИДОРОВ, куратор проекта «Школьный портал»