Истинное счастье - в свободе выбора

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку их традиции, стиль и методы работы особенности социума учитывают максимально. Дети постепенно накапливают опыт гражданского поведения, у них складываются основы демократической культуры, повышается самооценка личности, к выбору профессии девушки и юноши начинают подходить осознанно, и у них есть право на получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни.

В мире много зла. Падение нравственных устоев в семье и жестокость в обращении друг с другом формируют нездоровые взаимоотношения. Разрушение традиционной системы воспитания ведет к росту преступности среди несовершеннолетних, появлению антиобщественных группировок, росту числа подростков, относящихся к «группе риска», включая детей-сирот и особенно социальных сирот.

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии в целом по Московской области, за 2007 год сократилось на 19,5 процента. Удельный вес подростковой преступности составил 4,7 процента. При этом на 23,3 процента снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного и токсического опьянения.

В рамках выполнения мероприятий программы областного правительства «Профилактика наркомании и токсикомании в Московской области на 2006-2010 годы» Министерством образования Московской области совместно с Министерством здравоохранения и представителями наркологических подразделений региона области ежегодно проводится мониторинг вредных привычек.

Важным направлением в профилактической работе служит раннее выявление, психолого-педагогическая поддержка и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, проведение соответствующей работы с их семьей.

Поэтому министерствами образования и здравоохранения Московской области проведена работа по организации тестирования учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.

В 2007 году тестированием охвачено 25,5 тысячи ребят из 152 учреждений. Отказов от тестирования не было. По его итогам для педагогов было проведено восемь семинаров по вопросам организации профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ и о порядке реабилитации. В этих семинарах приняли участие более 900 руководителей и специалистов образовательных учреждений.

В вине нерешительные ищут уверенность, а находят гибель

В 68 муниципальных образованиях области реализуются целевые антинаркотические программы. Действие подобных акций весьма эффективно.

В рамках реализации статей 6 и 7 Федерального закона РФ №87 «Об ограничении курения табака» (принят Государственной Думой 21 июля 2001 года) школы Подмосковья обязались разработать собственные профилактические программы, содержащие разделы, касающиеся изучения воздействия курения табака на организм человека.

Здесь традиционно устраивают праздник, посвященный Всемирному дню без табачного дыма. В большинстве школ есть День здоровья, среди девяти-одиннадцатиклассников популярен конкурс «Класс, свободный от курения».

Усилиями районной пионерской организации и организации старшеклассников «Союз деятельных» городского округа Домодедово проводятся акции «Мир без наркотиков», «День без сигареты». В общеобразовательных учреждениях Истринского района с успехом проходят театрализованные представления «Суд над сигаретой», конкурсы плакатов «Ударим юмором по сигаретам», школьные туристические слеты под девизом «Мы за здоровый образ жизни».

В соответствии с законодательными актами Российской Федерации статья 5 ФЗ № 87 «курение табака запрещено на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях, организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти». Поэтому в уставе школ все чаще появляется пункт, запрещающий курение там не только ребят, но и коллектива.

В общеобразовательных учреждениях Московской области работают более 1000 практических психологов, в том числе в городских школах - более 700 специалистов, в сельских школах - более 200 психологов. Всего в настоящее время в системе образования Московской области действует 2 областных и 24 муниципальных центра.

Психологи в образовательных учреждениях призваны вести соответствующую просветительскую деятельность, выполнять консультационные и диагностические функции, осуществлять развивающую и коррекционную работу.

Люди говорят: новое - это хорошо забытое старое. Хорошо, что традиции воспитания трудом сегодня возвращаются. Разве может быть что-то лучше дружных субботников и посадки сада с мамами и папами, учителями и соседями?!

Задача Министерства образования Московской области состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, в обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Указанная цель достижима. Дело за созданием условий, соответствующих времени.

Разнообразие - мать наслаждения

Участниками проекта расширения физкультурно-оздоровительной работы стали 1266 школ, около 130000 учащихся 7-11-х классов. В общеобразовательных учреждениях сформировано 13265 школьных команд по игровым видам спорта. Средний процент охвата внеурочными формами физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях сегодня составляет 44,5 процента.

Принятые меры оказали существенное влияние на участие школьников в спортивной жизни Подмосковья. В Спартакиаде среди школьных команд по игровым видам спорта и легкой атлетике и «Веселых стартах Подмосковья» приняли участие более 5000 школьников из 70 муниципальных образований области. Этим ребятам думать о «забытьи», даруемом психоактивными веществами, некогда!

Не зная прошлого, нельзя постичь будущее

В образовательных учреждениях Подмосковья работают 522 музея, из которых 167 краеведческих и историко-краеведческих, 108 исторических, 212 военно-исторических, 18 естественно-научных, 17 художественных. Звание «Школьный музей» присвоено 246 кунсткамерам.

Практически все военно-исторические музеи были созданы при поддержке и содействии ветеранов Великой Отечественной войны, а порой они выступали и инициаторами в организации музея. Также они принимали активное участие при создании экспозиций на военно-историческую тематику в краеведческих и историко-краеведческих музеях.

В последние десятилетия большую помощь в создании экспозиций оказывают ветераны локальных войн и вооруженных конфликтов. Так, в гимназии №4 Электростали есть музей Боевой славы воинов-интернационалистов. Ветераны боевых действий в Афганистане не только предоставили богатый материал, они непосредственно участвовали в оформлении и его работе.

В целях активизации дальнейшей работы по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения Министерство образования Московской области направило письмо в адрес глав муниципальных образований о поддержке инициативы ветеранских и общественных объединений по оказанию содействия в выделении площадей для размещения музейных экспозиций, ремонте существующих помещений музеев, а также укреплении материально-технической базы и обновлении экспозиций новыми экспонатами.

Можешь забыть покой, правила - нет

Жизнь ребенка - это самое дорогое, что есть у взрослых. Поэтому первоочередной задачей Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием становится формирование и обучение педагогического актива для обеспечения организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также дополнительного образования школьников по вопросам, связанным с безопасным передвижением на дорогах.

Активное участие во всех профилактических акциях принимают отряды юных инспекторов движения, которые оказывают большую помощь в пропаганде правил поведения на дорогах и улицах и профилактике случаев детского дорожно-транспортного травматизма. Изучение Правил дорожной безопасности, активная пропаганда «дорожной азбуки» среди своих сверстников и воспитанников дошкольных учреждений, а также родителей - таковы основные направления деятельности юных помощников ГИБДД. Деятельностью отрядов ЮИД руководят педагоги дополнительного образования, инспекторы ГИБДД, активисты общества автомобилистов.

Все образовательные учреждения Подмосковья с удовольствием участвуют в акциях «Внимание, дети!» в дни школьных каникул. Оборудованы в школах информационные уголки по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся тематические классные часы, беседы, родительские собрания.

Какие бы причины дорожно-транспортных происшествий, при которых гибнут и страдают дети, ни были, это всегда укор тем, кто ответственен за безопасность на дорогах и за условия, которые обеспечивают эту безопасность.

И среди главных условий хочется отметить самые главные - это осознание ценности жизни и опасности, которой она подвергается на дорогах, а также специальные знания, которыми необходимо владеть на уровне навыков для того, чтобы обеспечивать безопасное пребывание на дорогах в любом качестве - будь то пешеход, водитель или пассажир.

Органы управления образованием и образовательные учреждения и призваны решать эту задачу - воспитывать культурного пользователя дорожных коммуникаций, а также сообщать те знания, которые необходимы современному человеку для безопасной жизнедеятельности в условиях урбанизированной среды.

В 2008 году государственной системе дополнительного образования детей исполняется 90 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей, педагогов, ученых и специалистов. Данный тип образовательного учреждения востребован обществом, вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, способствует профессиональному самоопределению и гражданскому становлению подрастающего поколения.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей служат долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.