- Владимир Николаевич, по итогам исследований большинство воспитанников учреждений дополнительного образования в той или иной степени связывали свою дальнейшую профессиональную деятельность с учетом освоенных ими там программ. Думается, это не случайно.

- Многие талантливые, известные ныне всей стране люди в спорте, художественном творчестве, изобретательстве, исследовательской деятельности делали свои первые шаги именно в системе дополнительного образования детей. Там более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Вследствие этого детьми накапливается опыт гражданского поведения, основ демократической культуры, самооценки личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Организационные усилия Министерства образования Московской области, муниципальных органов управления образованием привели к тому, что у огромного количества ребят появилось дело по вкусу. В Подмосковье работают 327 учреждений дополнительного образования детей, их посещают 307783 девчонок и мальчишек, а это составляет 54,6 процента от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Показатель по Российской Федерации - около 39 процентов. За последние семь лет сеть учреждений дополнительного образования увеличилась на 69 единиц.

- Как удается обеспечить их привлекательность для скептически настроенных подростков?

- Там совершают свои чудеса истинные мастера, и передаваемые ими воспитанникам навыки оказываются уникальными. А ведь любой жаждет обладать и поражать уникальными знаниями. 11496 педагогических работников учреждений дополнительного образования детей могут похвалиться тем, что они увлекли любознательных таинством ремесла.

Но кроме того, школьники имеют возможность заниматься различными направлениями творчества во внеучебное время непосредственно в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Всего в области работают 21795 кружков, в которых занимаются 389325 детей. Это 68 процентов всех ребят. В том числе 13377 школьников посещают 759 кружков, оплачивая свою профессиональную выучку.

Итоги всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных соревнований красноречиво говорят сами за себя. На территории Московской области в учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по 330 направлениям деятельности. В рамках реализации нацпроекта проводится серьезная работа по поддержке талантливой молодежи, а также ведется научный поиск по повышению уровня воспитательной работы в общеобразовательных школах.

- Можно констатировать, что с подрастающим поколением в Подмосковье полный ажур?

- К сожалению, нет. По экспертным оценкам, цитирую письмо Главного управления региональной безопасности: «число лиц, употребляющих наркотики, в Московской области превышает 100 тысяч человек. Из них на учете в органах здравоохранения области состоит около 16 тысяч потребителей наркотических средств и одурманивающих веществ, в числе которых около 1,2 тысячи - несовершеннолетние. Особую эпидемическую опасность приобретает рост уровня ВИЧ-инфекций, развивающихся вследствие немедицинского употребления наркотиков. Из 24 тысяч ВИЧ-инфицированных лиц в Московской области 62 процента заражены через инъекции наркотиков».

В 29 городах и районах региона произошло увеличение количества учащихся, привлеченных к уголовной ответственности.

По данным ГУВД, в настоящее время на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в области состоит 12891 подросток, из них 819 - за употребление психоактивных веществ. На внутришкольном учете в образовательных учреждениях области состоит более 18 тысяч несовершеннолетних, которым на муниципальном уровне оказывается адресная помощь.

- И каким образом система образования региона борется с асоциальными явлениями среди несовершеннолетних?

- Ежегодно по данной тематике проводятся коллегии Министерства образования Московской области, областные совещания руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием (более 30 областных совещаний), «круглые столы», акции по профилактике злоупотребления психоактивных веществ.

На областном уровне Министерством образования Московской области налажено плановое и оперативное взаимодействие с Управлением ФСКН России по Московской области, Главным управлением внутренних дел по Московской области, министерствами социальной защиты населения и здравоохранения области и другими ведомствами по вопросам профилактики социальных рисков детства.

Мы стремимся сохранять лучшие традиции внешкольного воспитания и дополнительного образования, считая, что они способны отвлечь неокрепшие души от улицы. В регионе усилен ведомственный контроль за учреждениями, работающими с семьей и детьми, обеспечивающими временное или постоянное проживание детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.

Появляются грамотные нормативные документы, регламентирующие порядок взаимодействия и обмена информацией между органами управления образованием, образовательными учреждениями, органами и службами Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, Главного управления внутренних дел, Управления региональной безопасности, областными министерствами образования, социальной защиты населения, здравоохранения.

Ведется межведомственный анализ состояния практики работы с семьей в муниципальных образованиях, в том числе с детьми и семьями «группы риска». Опыт социально-педагогической работы исследователи этого вопроса представляли в мае на областной межведомственной конференции. С этими наработками мы знакомим всех жителей Подмосковья в рамках областных родительских собраний.

Мы ищем и внедряем эффективные подходы и методики для выявления и учета несовершеннолетних «группы риска» (по фактам безнадзорности, правонарушений, употребления психоактивных веществ, иного девиантного поведения) в целях организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с ними и их социально-психологической реабилитации.

Направляем обобщенные материалы мониторинга организации работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних в муниципальных системах образования в партнерские ведомства в целях контроля и оказания межведомственной помощи на местах.

«Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» вбирают в себя все лучшие применяемые в регионе практики.

А мы расширяем объемы подготовки специалистов системы образования - это управленческие кадры, методисты, педагоги, психологи, организуем курсы повышения квалификации классных руководителей по вопросам профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

- Какие меры принимают в области по формированию «зон безопасности»?

- У нас есть рабочая группа по вопросу формирования «зон безопасности» вокруг образовательных учреждений и разработке дополнений в типовую должностную инструкцию заместителя директора образовательного учреждения по безопасности в части вопросов профилактики наркомании.

- Наверняка легче бороться с бедой на местах?

- Руководителям муниципальных органов управления образованием Московской области рекомендовано сохранять и развивать сеть учреждений дополнительного образования детей, увеличивать количество подростков, охваченных досуговой воспитывающей деятельностью.

Мы традиционно проводим дни профилактики безопасности дорожного движения «Детям Подмосковья - безопасную жизнедеятельность». На наши родительские собрания приглашаются сотрудники ГИБДД, представители Всероссийского общества автомобилистов, председатели комиссий по безопасности муниципальных образований Московской области.

В каждом образовательном учреждении Подмосковья мы стараемся оборудовать детские транспортные площадки. И вменяем в обязанности классного руководителя ежедневное проведение бесед по профилактике дорожно-транспортных происшествий во время следования домой. Совсем недавно, 14 мая этого года, в Дмитрове в рамках проведения XVI областного слета юных инспекторов движения была открыта новая (уже вторая в городе) детская площадка. Всего в области таких площадок уже 8.

Сейчас лето. В оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, на оздоровительных площадках, в лагерях труда и отдыха, полевых туристических лагерях, профильных лагерях в каждой лагерной смене проходит День профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Это тематические занятия с детьми, викторины, конкурсы, соревнования для закрепления навыков безопасного поведения на дорогах с приглашением сотрудников ГИБДД, представителей ВОА, медицинских работников.

Один из эффективных способов заинтересовать ребенка происходящим - наши психолого-медико-педагогические центры для работы с детьми и семьей, есть центры социально-трудовой адаптации и профориентации детей с девиантным поведением.

Мы принимаем самое активное участие в межведомственной профилактической акции «Подросток-2008». Осуществляем особый контроль за подготовкой и организацией занятости, отдыха, оздоровления в летний период тех, кто состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, по защите прав ребят, к сожалению, хорошо известных в подразделениях органов внутренних дел, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Но самым важным в профилактике безнадзорности, противодействии наркомании и токсикомании в регионе считают внедрение просветительских программ для работы с родителями. Мы стремимся обеспечить социальную защищенность, развить правовую ответственность и научить личность успешно противостоять асоциальным явлениям. А для этого необходимо правовое просвещение и детей, и их родителей.