От разочарований не застрахован никто. И мужественные люди, носящие гордое звание «зритель», - в первую очередь. Но именно «Индиана Джонс» - это тот редкий случай, когда любопытство и желание хотя бы на несколько часов вернуться в далекое детство или беспечную молодость, когда море по колено, а самый дорогой пломбир по 28 копеек, окажутся куда сильнее страха разочарования. Потому что если Харрисон Форд - ваш любимый артист, а старина Инди - друг детства, и в мечтах вы вместе гонялись за таинственным ковчегом с десятью заповедями, искали украденных детей в лесах Индии и Святой Грааль в каньоне Полумесяца, то вам, безусловно, захочется узнать, в какие приключения вновь впутался старый приятель, не изменился ли, не постарел. При этом, как это обычно и заведено между старыми друзьями, вам не будет совершенно никакого дела до всех минусов, недочетов, огрехов и явных несоответствий - ведь близких людей надо принимать такими, какие они есть. Поэтому вы опуститесь в кресло, мысленно пристегнетесь и с бешено колотящимся сердцем ринетесь в пучину фильма, как в горный водопад. И, скорее всего, будете счастливы - не от того, что увидите на экране, конечно, а просто от нахлынувших воспоминаний и сладких брызг ностальгии.

Другое дело, если сага об «Индиане Джонсе» - не ваш «настольный» фильм и вы воспринимаете все происходящее «с чистого листа». В таком случае некоторый культурный шок вам гарантирован, если, конечно, вы заранее не запасетесь изрядной порцией чувства юмора. Потому что иначе смотреть все это просто невозможно.

Конечно, «Индиана Джонс» - картина жанровая, приключенческая и вовсе не претендует на то, чтобы искать в ней какие-либо метасмыслы, подтексты или междустрочия. Если в самом начале повествования главный герой попадает в эпицентр ядерного взрыва и, спрятавшись в холодильнике, остается жив, то это значит только то, что значит - на то он и супермен, чтобы законы физики не имели к нему ровным счетом никакого отношения. А когда главная злодейка, полковник КГБ Ирина Спалько (Кейт Бланшетт), при каждом удобном и неудобном случае выхватывает из ножен шпагу, будто ее девичья фамилия д`Артаньян, не стоит видеть в этом ни оскорбительных намеков на то, что «советское» значит «допотопное», ни, напротив, остроумной пародии, задуманной Спилбергом, чтобы сквозь бороду и усы посмеяться над коллегами-режиссерами, вечно представлявшими советских людей воинственными дикарями, до сих пор не слезшими с елки. Спалько, согласно контексту - любимица Сталина, хоть тот уже четыре года как преставился, больше похожа на немецкую актрису немого кино - во всяком случае, в 1957 году в СССР о таких стрижках вряд ли имели понятие. И на ее месте действительно мог быть кто угодно - агент Штази или Массада - на общую канву сюжета это бы вообще никак не повлияло. Просто по закону драматургии главному герою нужен заклятый враг, так почему бы, раз уж действие происходит в разгар холодной войны, не ввести в повествование советскую шпионку. Глуповато, конечно, получилось: Спалько разъезжает по перуанским джунглям в «уазике» с красными звездами, а на привале ее солдаты играют на балалайке и пускаются вприсядку. Глуповато, ну, согласитесь, особенно если ты не начинающий режиссер Смит, у которого еще молоко на губах не обсохло, а легендарный Спилберг...

В остальном, пожалуй, все более чем мило: чистый приключенческий жанр, не обремененный излишней философией и глубиной, обрамленный красочными декорациями, сюжетными виражами, любовью, погонями, предательством, головокружительными трюками и даже вездесущими инопланетянами. Одним словом, всем тем, чем славен классический Голливуд. Хотя чего уж там - начинать знакомство с элегантным профессором археологии Генри Джонсом и его умопомрачительной фетровой шляпой лучше все-таки не с этой истории.