Двадцать лет назад Алена перешла в новую школу в восьмом классе; ко всем преподавателям она, отличница, быстро приспособилась, а вот к требованиям Зои Евгеньевны никак привыкнуть не могла. В ее прежней школе учитель физкультуры ставил отличные отметки за... форму: белая футболочка, черные шорты и непременно белые носки! Алена привыкла несерьезно относиться к этому школьному предмету. Но Зоя Евгеньевна вела свои уроки так, что их обычную общеобразовательную школу в городе - шутя или всерьез? - называли спортивной.

За час до занятий, в семь утра, Зоя Евгеньевна в неизменном спортивном костюме уже шла по дороге в школу. Уходила же домой она в 9, а то и 10 часов вечера. На переменках спортивный зал был полон учеников разных возрастов - от малышни до юношей и девушек выпускного класса. И после уроков всех словно магнитом тянуло сюда. Заглянешь вечером в спортзал - гроздьями висят на «шведских стенках» мальчишки; грациозно идут по гимнастическому бревну девочки; одолевает непослушный канат упорный толстенький пятиклассник, а десятиклассники помогают Зое Евгеньевне тащить на середину зала «коня». Зоя Евгеньевна, в то время сорокалетняя женщина, легко могла сама показать, как правильно прыгнуть через «коня», и даже упражнение на брусьях продемонстрировать. Почему толпой шли в спортивный зал школьники после уроков - только ли для того, чтобы потренироваться и успешно сдать нормы ГТО? Нет, наверное, всех объединяла особая радость от общения друг с другом, от ощущения физического труда и достижения собственного маленького спортивного успеха на глазах у одноклассников. Чтобы получить у Зои Евгеньевны «пять» по физкультуре, Алене пришлось немало попотеть. Она была в числе тех учеников, кто ежедневно по собственной воле приходил в спортивный зал и тренировался, тренировался, тренировался... Не только пятерки по физкультуре стали для Алены и ее однокашников итогом учебы у Зои Евгеньевны. Алена оценила это гораздо позже, во взрослом возрасте - когда без операций, легко родила здоровую дочку; когда сейчас, сама уже почти сорокалетняя, может без всякой одышки добежать до автобуса или, хвастаясь перед мужем, запросто встать на «мостик»...

Все это пронеслось в памяти Алены Станиславовны, когда она увидела фигурку в спортивном костюме на перекрестке: «Садитесь, Зоя Евгеньевна, я вас подвезу...» Зоя Евгеньевна идет в школу, как 20 лет назад, а Алена Станиславовна работает теперь в этой школе... директором. Зоя Евгеньевна все так же предана работе. Вот только упражнений детям показать не может, и ребят в спортзале вечерами мало... Для многих учителей 60 лет - возраст, в котором задумываются о выходе на пенсию, ну а 60-летняя учительница физкультуры - это... «Это нонсенс!» - говорят Алене Станиславовне коллеги. - «Поговорите с ней, она должна понять! Есть и молодой педагог на ее место, хоть завтра готов прийти, в нашу-то школу с такими спортивными традициями!»

А Алена Станиславовна знает, кому обязана школа этими традициями. И никак не найдет в себе силы подойти к бывшей учительнице с такими страшными для последней словами. У Зои Евгеньевны нет детей, нет, кажется, хобби и увлечений. Школа для нее не часть жизни - вся жизнь! Благодарность мешается в чувствах директора с жалостью, и она откладывает трудный разговор на потом. До следующего учебного года...

Комментарий психолога

Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:

- Директор школы находится в непростой ситуации. Кадровый вопрос - один из самых сложных в управлении. Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности человека. Но общие рекомендации все-таки возможно дать.

Прежде всего это бережное отношение к человеку: уважение, признание его заслуг, значимости. Продолжение связи с ним после ухода на пенсию - приглашение на праздники, на школьные мероприятия. Если будет такая корпоративная культура, людям будет не так страшно уходить. Забвение и одиночество - это самое страшное для людей, особенно пожилых.

Второй совет - должна быть растянутость во времени, чтобы человек мог приспособиться, привыкнуть к мысли о своем уходе. Руководителю можно порекомендовать иногда обращаться ко всему коллективу со словами о том, что нужно привлекать молодежь, приглядываться к практикантам, готовить себе замену на будущее... Если все-таки ситуация такова, что человеку нужно сказать прямо об уходе, то это следует сделать заранее, поговорив о том, что, к сожалению, в течение будущего учебного года нужно определиться. Можно попробовать действовать через третьих лиц, авторитетных для данного учителя, лучше близких ему по возрасту. Они могут ненавязчиво побеседовать с этим человеком, помочь решиться на уход. Руководству необходимо подумать и о возможных ресурсах школы. Какой вариант занятости можно было бы предложить ушедшему на пенсию педагогу? Уроки физкультуры в начальной школе, где нагрузка меньше, кружок, наставничество?..

А для пожилой героини описанной ситуации я сочинила... письмо. Чтобы быть ближе к ней, я обращаюсь в этом письме к ней на «ты». А может быть, это письмо вслух прочтет сам себе другой человек, оказавшийся в такой же ситуации?

«Это бывает со всеми. Последний звонок - он звенит не только для учеников. Когда-то наступает последний звонок и для учителя. Самый последний. Дальше - другая жизнь. И ты должен готовиться к ней заранее, чтобы, как говорят психологи, легче было к ней адаптироваться.

Ты смотришь на себя в зеркало и почти не видишь перемен. Ну, только вот седых волос стало побольше... Ты чувствуешь, что твоя душа молода. Поверь мне - это чувствует почти каждый. Взгляни на себя со стороны, посмотри глазами молодых, и, может быть, ты увидишь, что перешагнул какой-то рубеж. И пора что-то менять. Ты должен сделать этот выбор. Должен сам принять это нелегкое решение. Будет намного легче, когда ты решишь сам. И уйдешь. Лучше чуть раньше, чем чуть позже.

Пусть лучше пожалеют, что ты уже ушел, чем облегченно вздохнут: «Ну наконец-то!» И нужно заранее готовиться к новой жизни. Чтобы не потерять в ней себя. Чтобы найти себя нового. Что ты любишь делать? Какие у тебя интересы? Если ты можешь ответить на эти вопросы - ты на коне, ты со щитом. Определись, что ты хочешь и можешь. Организовать футбольную, волейбольную команду во дворе, пойти в подростковый клуб тренером, организовать группу здоровья для пенсионеров? А может, заняться оздоровлением внуков? Или описать секреты педагогического мастерства в книге или методичке для молодых педагогов? Заняться рыбалкой, охотой, садом-огородом или наконец-то благоустройством своей квартиры?! Выбор есть. И он за тобой!»