На днях в парке меня увидел один из выпускников, учившийся в моей школе около 40 лет назад, и так радостно приветствовал меня, что мне, уставшему, стало легче. 30-50 лет назад учитель был авторитетом, достойным почитания и даже преклонения. В обстановке, когда действовали традиции уважения к старшим и законы, ограничивающие свободу поведения членов общества, случаи хамского отношения ученика к учителю были очень редки.

За последние годы наука и техника достигли высот, о которых даже фантасты не мечтали. Новые открытия и изобретения так стремительно входят в жизнь, что учителя не успевают овладеть новыми достижениями науки. А ведь необходимо знакомить учителей с достижениями науки и техники и даже учить их работе с бытовыми и школьными приборами.

А то получается, что шестилетний Толя, придя домой после первого дня занятий, говорит, что Мария Ивановна даже не знает, как пользоваться мобильником. А Петя, побывавший с родителями летом на престижном курорте, с удивлением доложил, что Мария Ивановна не представляет, где находится Анталия.

Хорошо, что малыши хоть как-то слушают своих учительниц (не пишу учителей, потому что, к сожалению и к стыду нашему, в школе почти нет мужчин). Но верзила-старшеклассник без стеснения в ответ на замечание учительницы пошлет ее подальше. А директор не в состоянии защитить честь несчастной женщины.

Теперь Марь Ивановна и ее сверстницы, любившие школу и всех Вань и Тань, уходят на пенсию. Им на смену приходят молодые выпускники вузов, у которых зачастую один вид учеников и их гвалт вызывают приступы истерики. Учитывая, что зарплата молодых учителей не очень отличается от пенсии Марии Ивановны, в школе они не задержатся.

Если мы хотим исправить положение в народном образовании, надо коренным образом изменить отношение к школе и к учителю, который в настоящее время не столько мучитель, сколько мученик. Необходимо поднять престиж учителя до высоты государственного служащего среднего ранга, а директора школы - высшего ранга. Не разовые 100 тысяч избранным, а постоянная достойная зарплата всем работникам школы и достойные награды лучшим!

Отец Пети Бачея, учитель географии одесской гимназии, имел звание надворного советника (звание, соответствующее подполковнику), а директор гимназии был коллежским советником (полковник). Соответствующими этим званиям были и жалование, и престиж работников гимназии. Для учителя географии Бачея не составило особых затруднений со всей семьей на каникулы съездить в Италию.

Для спасения школы и всего народного образования необходимо срочно вернуть в школу не случайных выпускников вузов, а настоящих педагогов, и в первую очередь мужчин.

При выполнении предлагаемых мер молодые мужчины сами придут в школу и будут гордиться званием учителя.

Необходимо улучшить подготовку учителей в пединститутах. Следует восстановить полностью эти учебные заведения, ибо университетская подготовка заметно отличается от подготовки в педвузах. При этом не обязательно забивать голову будущего педагога слишком высокими теориями, а больше уделять внимание обучению его всему тому, что пригодится в работе с коллективом детей и их родителей. В свое время выпускники педагогических училищ не знали старославянской грамматики, высшей математики и квантовой механики, зато хорошо знали психологию детей и умели общаться с их родителями. А сегодня?

Иван ПОЛИЩУК, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель школы

Кабардино-Балкарская Республика