Статфакт

По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56 процентов опрошенных отметили повышение качества образования; 20 процентов - улучшение воспитания; 17 процентов - большее использование компьютера; 17 процентов - введение профильного обучения; 10 процентов - рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся.

В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

О контурах современной модели образования

Из проекта «Современная модель образования...»

...Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

Интернет - окно в мир

В 2007 году завершено подключение всех образовательных учреждений к сети «Интернет». Поэтому актуализируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в интернете и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети «Интернет» в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысячи пользователей.

В плановом режиме внедряется автоматизированная система управления доступом в интернет в образовательных учреждениях различного уровня.

Создается коллекция электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), в настоящее время насчитывающая более 50 тысяч ЭОР. В экспертизе ЭОР активно принимают участие победители конкурса лучших учителей.

Школьный автобус

В 2006-2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 3100 автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3700 автобусов за счет средств субъектов Российской Федерации.

Поставка автобусов в сельские школы в рамках ПНПО позволила улучшить условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование более чем 140 тысячам учащихся, большая часть из которых старшеклассники.

В 2006-2007 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более 800 тысяч учителей общеобразовательных учреждений.

В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание - одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников.

Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального проекта получили социокультурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций.

Экономика, основанная

на знаниях

Развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономки нужны прежде всего следующие три типа профессионального знания.

1. Знания, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров - производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в Сибирском и Южном федеральных округах двух крупных федеральных университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. По ряду показателей Сибирский и Южный федеральные университеты (СФУ и ЮФУ) должны выйти на мировые позиции. Не менее 15% образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

2. Знания, необходимые для поддержания постоянного обновления технологий. Здесь в рамках поддержки программ развития 57 вузов в объеме в среднем по 500 млн рублей заложены основы для формирования компетентностей специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных отраслей, как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др.

3. Знания, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой, экономикой знаний. Для этого начались работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Учитывая это, в 2009 году предлагается продолжить деятельность по конкурсной поддержке сетевых инновационных программ - как межвузовских, так и кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов с научными и производственными организациями. Такие интеграционные проекты будут предполагать: отработку механизмов включения вузовских программ в программы территориального развития, отработку образцов трансфера технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования и науки и резкий рост научного потенциала высшей школы. По расчетным данным Минобрнауки России, средний диапазон финансирования одного такого проекта - от 50 до 150 млн рублей. Общий объем федерального финансирования - 5 млрд рублей. По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт образовательных услуг, на 10% - удельный вес бизнес-сектора в финансировании инновационных разработок и на столько же - суммарное число рабочих мест на малых инновационных предприятиях.

Данный конкурс позволит не только закрепить эффекты от поддержки программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с конкретными экономическими эффектами.

Конкурсный подход также предлагается распространить на деятельность федеральных университетов. На сегодня уже сформулирован ряд предложений по созданию аналогичных крупных университетов в других регионах: на Урале, Дальнем Востоке, в Кузбассе. Решение об их формировании может приниматься на конкурсной основе после отработки общей методики создания и получения первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных университетах.

Одаренным - заботу государства

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно получают премии более 5 тысяч талантливых победителей олимпиад и творческих конкурсов. На разных уровнях образования реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях, - обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в наиболее престижных вузах страны, строительство современных общежитий, обеспечение толерантности по отношению к приезжим, переход на кредитно-модульную организацию учебных программ - необходимые компоненты как внутренней, так и внешней мобильности. В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывать в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.

Бакалавриат - основа профессиональной культуры

В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования - уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым приоритетным и востребованным научным направлениям.

Также осуществляется деятельность по обновлению образовательных стандартов, работа по которым в их увязке с профессиональными стандартами ведется в плановом режиме. Первые обновленные, созданные с участием работодателей стандарты планируется запустить в практическую реализацию в 2008 году.

Приоритеты, цели

и этапы формирования

и реализации современной модели образования на период до 2020 года

В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

При формировании современной модели повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.

Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Одним из главных условий развития высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования. Это позволит не только сохранить известные во всем мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследований, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Что нас ждет

в 2020 году

1. В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках которого:

- введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;

- значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

- все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа;

- действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;

- действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;

- развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

2. Изменения коснутся принципов управления в системе образования:

- общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

- учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база.

3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом.

Об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006-2007 годов

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах в общем образовании:

- улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн учащихся);

- улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем для 140 тысяч учащихся сельских школ;

- более чем на 10 процентов снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления;

- с 48 до 20 снизилось число школьников на 1 компьютер;

- в школах, где введена новая система оплаты труда, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%;

- с 31 до 41% выросла доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами;

- увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в большинстве регионов.

ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом более чем в три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования.

Из проекта «Дошкольное образование»

Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципалитетам и образовательным учреждениям.

Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии.

Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится порой как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.

Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей.

Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов.

В целом уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

Из проекта «Целевые ориентиры развития образования к 2012 году»

- обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений;

- развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод всех учреждений общего образования и не менее 50% учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);

- становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

- создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

- создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения; распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

- создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.

Из проекта «Общее образование»

Во второй половине ХХ века полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой распространенной и в других странах модели для России.

Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.

К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий.

Комментарий специалиста

Михаил ПОПОВ, начальник отдела мониторинга и статистического анализа в сфере образования и взаимодействия с органами управления образованием субъектов РФ:

- В сентябре прошлого года Дмитрием Медведевым, ответственным тогда за реализацию нацпроекта, было дано поручение Министерству образования и науки РФ разработать проект современной модели образования. Специалистами Министерства был сформирован пакет актуальных задач и правовых направлений с учетом эффектов от реализации нацпроекта, с учетом опыта реализации федеральной целевой программы «Развитие образования», сформированы необходимые направления дальнейшего развития образования. Этот проект представлялся и проходил обсуждения на заседаниях Межведомственной рабочей группы по приоритетному нацпроекту при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Совете при Министре образования и науки РФ, на различных совещаниях, в межведомственных комиссиях и группах различных уровней, экспертных сообществах.

Мы, безусловно, обсудили проект этой модели с регионами - участниками комплексного проекта модернизации образования и получили огромное количество писем и отзывов. Надеемся, что в ближайшем будущем этот проект оформится в некую государственную программу по реализации современной модели образования. Работа над проектом была начата в октябре 2007 года, в мае он был представлен на обсуждение педагогической общественности.

И сегодня, когда мы начинаем готовиться к августовским педагогическим совещаниям, было принято решение собрать необходимые отклики от педагогического сообщества на местах по поводу современной модели образования. Возможно, в ходе диалога, который состоится, в субъектах появятся какие-то новые успешные модели и механизмы, которые мы обязательно учтем.

Для того чтобы августовские педагогические совещания были эффективными, рекомендуется проводить семинары, «круглые столы» и другие формы организации обсуждений на региональном уровне по актуальным задачам современной модели образования, значимым ее аспектам для данного субъекта РФ. Итоги указанных обсуждений предлагается рассматривать на пленарных заседаниях, проводимых в ходе августовских совещаний.

Минобрнауки РФ также рекомендует определить комиссию, которая обобщит высказанные идеи и сформирует соответствующие выводы по приоритетным целям и этапам формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года, а также по целевым показателям. Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендуется направить обобщенные результаты обсуждений в Минобрнауки РФ для использования в дальнейшей работе по реализации современной модели образования.

P.S. «УГ» приглашает всех своих читателей поучаствовать в обсуждении проекта современной модели образования. Свои отклики вы можете присылать по адресу ug@ug.ru.