По словам Семена Вершловского, доктора педагогических наук, профессора АППО, это второе исследование. Первое проводилось в 2000 году, и ученых интересовали три момента: педагогическое кредо родителей, как родители представляют себе идеальную школу и какой они видят реальную школу на основании опыта обучения детей. Что касается педагогического кредо родителей, то, как и семь лет назад, выделяются два момента, которые имеют существенное значение: родители хотят, чтобы ребенок получил знания в процессе обучения и чтобы оказался в благоприятной обстановке.

За семь прошедших лет увеличилась уверенность родителей в том, что они лучше информированы об успехах детей и об их неудачах, то есть контакт «школа - семья» укрепился. От этапа обучения к этапу возрастала заинтересованность родителей в том, чтобы дети получили качественные знания. Однако вторая сторона медали - колоссальные заблуждения родителей. Они верят в элитарную школу, которая может дать все что угодно. Отсюда перегрузка детей, не соответствующая этим учебным заведениям, и чрезмерные амбиции родителей, уверенных, что в этой школе могут дать нужное образование. За этим стоит современная рыночная психология: можно купить образование ценой усилий, ценой значительных расходов.

Еще одно интересное исследование провели ученые Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Как сказала Ирина Хоменко, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи, исследование было посвящено проблеме готовности родителей к обучению их детей в школе.

- В науке и практике готовят к школе детей, но мало кто интересуется, как подготовлены к школе родители. Но от этого во многом зависит то, как будут учиться их дети. На кафедре мы создали анкету для родителей, которая позволяла на основе самооценки определить, насколько они готовы к вопросам и проблемам, с которыми столкнутся в школе. Выделялось четыре типа готовности: педагогическая, психологическая, социально-юридическая, материальная. Выяснилось, что 90 процентов родителей не готовы к школе социально-юридически: 60 процентов не знакомы с Законом «Об образовании», 15 процентов никогда не читали Конвенцию о правах ребенка, не говоря уже о Семейном и Административном кодексах. Те проблемы, которые часто возникают у родителей со школой, связаны прежде всего с тем, что они плохо знают свои права и обязанности, как должны включаться в образовательный процесс, чему учить своих детей.

- Ирина Алексеевна, в чем больше всего родители не готовы к школе?

- Большинство не знают типы и специфику образовательных программ, то есть редко какой родитель может четко сказать, по какой программе учится его ребенок, что он получит в результате этого обучения. Часто родители делегируют школе полномочия по обучению и воспитанию детей, не вникая в особенности, каким образом это будет сделано.

Еще одна тенденция заключается в том, что большая часть родителей не умеет общаться со своим ребенком. То есть люди прямо заявляют о том, что им не хватает знаний, каким образом можно выстроить отношения с ребенком в период его адаптации к систематической образовательной деятельности.

Около 30 процентов родителей боятся предстоящего общения со школой. Когда говорят об агрессивности родителей, я уверена, что агрессивность исходит из страха перед неизвестным. 45 процентов родителей считают, что их дети не будут справляться с учебой. Это опять подтверждает вывод о том, что они не знают особенностей своих детей, слабо представляют реальные способности и возможности ребенка. Отсюда и неадекватный уровень амбиций, когда родители направляют ребенка по своей образовательной траектории, в то время как способности и интерес ребенка - все-таки разные вещи. Он может обладать какими-то интересами, но объективных способностей к этому нет. И если школа не соответствует ресурсам ребенка, то мучаются все: учителя, родители, ребенок.

- В чем же родители подготовлены лучше всего?

- Родители писали, что лучше всего они готовы к школе педагогически: знают, как делать домашнее задание, как выбрать учителя, школу. Но в этом заключается проблема, потому что многие родители абсолютно неадекватно оценивают свой уровень. Молодые родители амбициозны, у них есть определенные успехи в профессиональной деятельности, и они еще не поняли, что эти успехи никак не коррелируются с неуспешностью их как родителей, как педагогов своего ребенка. Мне кажется, что наше педагогическое, психологическое просвещение должно быть направлено как раз на то, чтобы родитель увидел, что может быть некомпетентен, непрофессионален в деле воспитания ребенка, и для этого нужна вся система образования с ее ресурсом, которая помогла бы выйти на адекватный уровень отношения к своему ребенку и его образованию.

- В вашем исследовании, Ирина Алексеевна, отмечается, что на начальном этапе обучения ребенка интерес родителей к школьной жизни высок, а в среднем звене этот интерес угасает. В чем причина?

- Вначале родители активны, потому что проблем с детьми меньше. Дети вступают в социальные взаимоотношения со школой, но родители еще влияют на них, понимают, что все под контролем. Однако поскольку родители не компетентны в своей стратегической, воспитательной линии, то возникает иллюзия, что так будет и дальше. Когда дети переходят в подростковый возраст, у них начинаются проблемы, родители с этими проблемами уже не справляются. Получается, что в пиковый момент, когда ребенок на пике своих гормональных, психологических, эмоциональных изменений, у родителя тоже начинаются свои личные проблемы: возрастные. А ресурса для решения нет. И родители находят возможный выход: бросают все - школу, детей. Понижается то, что является архиважным для человека, - его самооценка. Поэтому он не ходит на собрания, чтобы не стимулировать в себе чувство вины, выключается из социума, потому что в социальном плане как социальное лицо, ответственное за своего ребенка, он терпит крах, неудачу. Родитель - живой человек, ребенок - живой человек, когда они встраиваются в социальную действительность, то терпят крах оба, потому что ребенок не умеет учиться, а родитель не умеет организовать ему этот процесс. Школа давит на того и на другого, разобщая их. В итоге мы имеем разобщенность детей и родителей, родителей и школы, плохое образование и плохое воспитание. Поэтому у нас сегодня растет количество беспризорных детей. Нужно поддерживать родителя, думать над его психологическим статусом.

Санкт-Петербург